Эксперт Сергей Канунников рассказал об редких и практически неизвестных версиях универсала ВАЗ-2102.
Этот автомобиль стал в СССР первым по-настоящему массовым универсалом: «Москвичей» с таким кузовом выпускали немного и продавали плохо, а грузопассажирскую «Волгу» достать было почти нереально. Поэтому неудивительно, что «двойка» быстро завоевала популярность у миллионов автолюбителей. При этом о некоторых её модификациях в Союзе почти никто не слышал.
Производство ВАЗ-2102 — универсальной версии «копейки» — началось в 1971 году. Машину оснащали 1,2-литровым мотором мощностью 64 л.с. Именно с таким двигателем и была знакома большинству советских водителей первая тольяттинская «два-двенадцатая».
Гораздо менее известной оставалась версия ВАЗ-21021 — с 1,3-литровым агрегатом на 69 л.с., который появился в 1974 году. Такие машины в основном отправлялись на экспорт, поэтому в СССР их было немного.
Самой редкой можно назвать модификацию ВАЗ-21023 — с 1,5-литровым мотором на 75 л.с., появившуюся в 1980 году. Эти автомобили также предназначались преимущественно для зарубежных рынков.
Потребность в модернизации возникла вскоре после старта выпуска ВАЗ-2101 — в том числе из-за новых европейских требований. Машина получила обновлённые сиденья, руль, салонные детали, бамперы и задние фонари. Так появился ВАЗ-21011. Аналогичные изменения готовили и для «двойки», и именно такой должна была стать версия ВАЗ-21021. Однако в серию модернизированный универсал не пошёл — базовый ВАЗ-2102 внешне так и остался неизменным. Для экспорта же выпускали специальные версии, включая праворульные: ВАЗ-21022 (1,2 л), ВАЗ-21024 (1,3 л) и ВАЗ-21026 (1,5 л).
Снаружи экспортные «двойки» редко отличались от привычных нам автомобилей — разве что декоративными молдингами и модными на то время контрастными крышами. А вот в салоне встречались заметные улучшения: модификации ВАЗ-21021-01 и ВАЗ-21023 получали панель приборов от «тройки» и сиденья с подголовниками от «шестёрки». Подобные машины иногда до сих пор можно встретить на вторичном рынке Европы.
Особый интерес вызывает универсал с передней частью и элементами отделки от ВАЗ-2103. Всего три таких автомобиля изготовили в 1976 году по инициативе технической дирекции ВАЗа — вероятно, ориентируясь на экспорт. Но в серию этот «люксовый» универсал не попал: доходы от него признали недостаточно перспективными. Сегодня известно лишь одно не слишком качественное фото этого гибрида, но энтузиасты уже создали несколько реплик.
В середине 1970-х МинАвтоПром поручил заводам активнее развивать тему электромобилей. Волжский автозавод пошёл дальше всех и выбрал для эксперимента самый вместительный кузов — ВАЗ-2102.
В 1976 году были построены первые два опытных электрофургона ВАЗ-2102Э, позже получившие индекс ВАЗ-21029. В 1977-м добавили ещё три. Первые машины комплектовали никель-цинковыми аккумуляторами НЦ-90 и 11-киловаттным электромотором ДТ-11 (около 15 л.с.). В 1979-м для испытаний появился вариант с двигателем ДТ-11А на 12 кВт (чуть больше 16 л.с.).
После успешных тестов электрофургон рекомендовали к запуску в серию, и в 1980–1981 годах выпустили опытно-промышленную партию из десяти ВАЗ-21029. Однако возникла проблема: при грузоподъёмности 340 кг масса батарей достигала 390 кг — и серийный кузов «двойки» просто не выдерживал таких нагрузок. Поэтому проект дальше не пошёл.