Эксперт Беленький: повышенние утильсбора не грозит 90% популярных авто в России

ladagrantaufocar ladagrantaufocar

Повышение утилизационного сбора в 2025 году затронет в основном автомобили с мощностью свыше 160 л.с., а также машины, которые ввозят физические лица, включая гибриды и мощные электромобили. При этом такие модели, как Lada, Haval Jolion, Chery Tiggo, Omoda и другие автомобили локальной сборки, сохранят прежние цены. Об этом сообщил директор по стратегии и акционер онлайн-платформы финансирования автомобильного бизнеса CARCRAFT Борис Беленький.

Что такое утильсбор

Утилизационный сбор — это обязательный государственный платеж, который включается в стоимость любого автомобиля при его производстве или ввозе в Россию.



Официально он предназначен для финансирования утилизации старых машин, однако на практике выполняет и фискальную функцию, поддерживая отечественный автопром и ограничивая импорт.

Новая шкала с осени 2025 года

Согласно планам Минпромторга, с осени 2025 года утильсбор начнут рассчитывать по новой шкале — с учетом мощности двигателя.

  • До 160 л.с. ставки сохраняются:
    • новые авто — 3400 ₽,
    • старше трёх лет — 5200 ₽.

Что изменится

Главное нововведение — прогрессивная шкала утильсбора: чем мощнее двигатель, тем выше сумма.

Примеры:

  • Kia Sorento 2.5 (194 л.с.) — рост с 3400 ₽ до примерно 1,9 млн ₽ при ввозе физлицом;
  • Geely Monjaro, Exeed TXL/VX, Toyota Camry 2.5 — до 1,5–2 млн ₽;
  • Мощные гибриды и электромобили также подпадут под повышенные ставки.

Массовые модели мощностью до 160 л.с., собранные в России, останутся по текущим тарифам.

Кого затронет повышение

  • Физлица, самостоятельно ввозящие мощные автомобили (параллельный импорт).
  • Гибриды и электромобили с высокой мощностью — Zeekr, Li Auto, BYD Han и другие.
  • Импортеров “серых” схем: повышение сборов увеличит их издержки, которые лягут на покупателей.

Кто не почувствует изменений

  • Lada (Granta, Vesta, Niva) — ставки прежние, цены не изменятся.
  • Китайские модели до 160 л.с. — Haval Jolion, Chery Tiggo 4/7 Pro, Omoda C5, Geely Coolray.
  • Автомобили локальной сборки — рост компенсируется господдержкой.
  • Большинство покупателей — доля машин мощнее 160 л.с. составляет менее 10 % рынка.

Почему цены на массовые авто не вырастут

  • Ставки для машин до 160 л.с. не меняются, поэтому для 90 % популярных моделей утильсбор останется прежним.
  • Государственные программы — льготные кредиты и локальная сборка — сдержат возможный рост цен.
  • На стоимость больше повлияют валютный курс и логистика, а не новая шкала утильсбора.

Борис Беленький, CARCRAFT:
«Если проект примут без изменений, цены на большинство автомобилей останутся прежними. Рост затронет лишь узкий сегмент мощных иномарок. Минпромторг подчеркивает, что доступность массовых моделей не пострадает — цель реформы в корректировке верхнего диапазона ставок».

Итог

Повышение утильсбора в 2025 году не приведет к массовому росту цен. Удар придётся только на мощные автомобили при личном ввозе, тогда как бюджетные и локально собранные модели останутся в привычном ценовом диапазоне.

Тем, кто планирует самостоятельно ввозить мощные кроссоверы или гибриды, стоит поторопиться — до вступления новых правил в силу.