Ещё не стихли аплодисменты по случаю запуска производства Lada Iskra, и новость о выпуске новинки продолжает обсуждаться, как уже начали поступать сообщения от дилеров Lada о проблемах с реализацией текущих моделей отечественного автопроизводителя. Об этом пишет Drom.
В опубликованном нами отчёте о продажах новых автомобилей за первый квартал 2025 года отмечалось, что АВТОВАЗ демонстрировал динамику, примерно соответствующую общей ситуации на рынке, хоть и немного увеличил свою долю. Однако продажи моделей Vesta и Granta снизились. В январе, феврале и марте этого года на учёт было поставлено 11 422, 9513 и 10 701 автомобилей Lada Granta всех модификаций соответственно, в среднем — 10 545 машин в месяц. Для сравнения: во второй половине 2024 года в месяц продавалось в среднем по 17 582 машины. В результате спада продаж у ряда дилеров, особенно в регионах, образовались трёхмесячные запасы Granta на складах. Иными словами, даже если АВТОВАЗ сегодня полностью прекратит поставки этой модели, автомобилей хватит ещё на три месяца. При этом дилеры жалуются, что производитель не учитывает реалии рынка, не корректирует планы и продолжает отгрузки, вне зависимости от потребностей.
По словам опрошенных дилеров, снижение интереса к Granta связано с отменой возможности суммировать скидки от АВТОВАЗа со скидками по госпрограммам. Ранее именно такое совмещение делало цену особенно привлекательной, обеспечивая высокий спрос. Интересно, что на модель Vesta данную практику снова ввели, что способствовало оживлению продаж, особенно с учётом того, что разница в цене между Granta и Vesta с учётом скидок стала минимальной. Более того, по словам продавцов, на седан Granta завод даже убрал свои собственные скидки.
Дополнительной проблемой для дилеров стали перекупщики. Выяснилось, что приобрести поддельные справки участников СВО (одна из категорий, имеющих право на льготную покупку) можно без труда через объявления на популярных площадках. С их помощью перекупы покупают автомобили по госпрограмме со скидкой, а затем перепродают новые машины с гарантией, но дешевле официальной цены как минимум на 100 тысяч рублей. Несмотря на то что такие продажи помогают дилерам выполнять план, прибыль от них значительно ниже.
На фоне этих событий показателен комментарий президента АВТОВАЗа Максима Соколова, сделанный в рамках недавнего общения с журналистами и блогерами. На вопрос о возможном повышении цен на автомобили Lada он заявил: «АВТОВАЗ будет индексировать цены. Не индексировать их невозможно — даже несмотря на давление сроков, конкуренцию или демпинг со стороны партнёров. Пока рост не превышает уровень инфляции — это просто индексация. Говорю об этом в теоретическом ключе, поскольку не имею права озвучивать такие вещи официально».
Из этого становится ясно, что в ближайшее время давление избыточных запасов на АВТОВАЗ усилится, но компания, судя по всему, продолжит наращивать отгрузки и индексировать цены. Это только усложнит ситуацию: избыток Granta и Vesta неизбежно повлияет на перспективы Lada Iskra. Чтобы обеспечить успешный старт новинке, заводу, возможно, придётся вводить комбинированные скидки и от себя, и по госпрограммам. Однако если одновременно предоставлять такие условия на Granta и Vesta не удаётся, то одна из этих моделей — или обе — может лишиться поддержки.
Таким образом, будущее остаётся неопределённым: без внешнего партнёрства, например, с французами, АВТОВАЗ рискует стать убыточным предприятием — если, конечно, это уже не произошло.