Дилеры ожидают восстановления продаж новых автомобилей в РФ к 2026 году

audisalon audisalon

Российский рынок новых легковых автомобилей к 2026 году может достичь уровня, зафиксированного в относительно благополучном 2024-м. Так считают аналитики компании «Технологии Доверия» (бывший представитель PwC в России). Однако радоваться преждевременно: даже при таком развитии событий объём продаж останется почти вдвое ниже рекордных показателей десятилетней давности.

audisalon2

Эксперты считают, что восстановление отрасли во многом будет зависеть от снижения ключевой процентной ставки и активизации отложенного спроса. Именно эти факторы, по их мнению, должны стимулировать рост продаж в ближайшие два года. Согласно базовому прогнозу от «ТеДо», к 2026 году может быть реализовано около 1,57 млн автомобилей — столько же, сколько, по предварительным данным, продали в 2024 году. В менее благоприятных условиях аналогичный результат может быть достигнут лишь к 2028 году, отмечает «Коммерсант».

В 2025 году, по оценкам аналитиков, объём рынка может снизиться до 1,46 млн машин, а в худшем сценарии — до 1,27 млн. Причины — не только в экономических трудностях, но и в снижении доступности кредитов, перенасыщении складов и общей неопределённости в стране.

К 2030 году эксперты рассчитывают на рост продаж до 2 млн автомобилей ежегодно. Однако уровень 2014 года, когда в России продавали почти 3 миллиона машин в год, в обозримом будущем остаётся недостижимым. Тем не менее, специалисты настроены на постепенное восстановление рынка.

Оптимизм разделяют и автодилеры. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич полагает, что при ключевой ставке в 17–18% рынок сможет начать оживать уже в 2026 году. По мнению Рената Тюктеева из «Авилона», существенный рост возможен при возвращении автокредитования и лизинга, что потребует снижения ставки до 12–14% — как это было в 2023 году. Подобную позицию занимают и в «Газпромбанк Автолизинг».

В то же время директор по новым автомобилям компании «Рольф» Николай Иванов высказывается более осторожно. Он считает, что достичь объёмов продаж 2024 года (около 1,6 млн автомобилей) получится не раньше 2027 года. В 2026-м, по его прогнозу, возможно достижение уровня лишь в 1,4 млн. Он подчёркивает, что покупка автомобиля во многом основана на эмоциях, а значит, на решение о ней сильно влияет экономическая и геополитическая стабильность.

Существуют и другие факторы, сдерживающие рост рынка: нестабильность рубля, высокий уровень инфляции и замедленное обновление модельного ряда. Однако есть и позитивные тенденции — в частности, расширение локализации производства китайских автомобилей. При её росте государство сможет запустить больше программ поддержки покупателей, что окажет стимулирующее влияние на рынок.

Пока же китайские марки по-прежнему не входят в десятку лидеров автопарка России. В списке самых распространённых — Lada, Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Volkswagen, Chevrolet, Ford и Mitsubishi. Тем не менее, главный редактор «За рулем» Максим Кадаков считает, что китайские бренды, особенно Chery, в скором времени могут пробиться в топ. По его мнению, успешные продажи в 2024 году стали неожиданным результатом изменения правил импорта и роста ключевой ставки. Но даже с этими факторами объёмы остаются далёкими от рекордных значений прошлых лет.

Эксперт компании «Эйлер» Владимир Беспалов также считает, что возвращение к трём миллионам продаж в год маловероятно. Однако цель в два миллиона автомобилей к концу десятилетия — вполне достижима и реалистична.