На фоне текущей экономической ситуации в России, несмотря на кратковременные признаки оживления в середине лета, в сегменте дорогих китайских автомобилей наметилась тревожная тенденция. Согласно данным аналитического портала «Автовзгляд», за первые восемь месяцев 2025 года продажи марок Zeekr, Voyah, Exeed, Lixiang и Rox снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 63%, 36%, 57%, 53% и 31% соответственно.
На первый взгляд, эти цифры могут показаться не столь критичными, учитывая общий спад российского автомобильного рынка на 23,3%. Однако сопоставление с динамикой продаж премиальных брендов, официально не представленных в России, — Rolls Royce, Infiniti, Bentley, BMW и Mercedes-Benz — выявляет серьезный дисбаланс.
Элитные автомобили из Штутгарта сохраняют популярность не только благодаря своим техническим характеристикам, но и как символ статуса и уважения на дороге. Mercedes-Benz десятилетиями формировал имидж, вкладывая значительные средства в маркетинг и поддержание репутации.
Китайские производители, напротив, практически не инвестируют в продвижение и формирование имиджа на российском рынке. Их стратегия сводится к выпуску качественного продукта и продаже его по высокой цене, при этом сам автомобиль воспринимается ими как товар, который можно заменить в любой момент. Однако, как отмечают эксперты «Автовзгляда», даже самый современный и надежный автомобиль не сможет стоить дорого без истории бренда и статуса.
В результате состоятельные клиенты продолжают выбирать Mercedes-Benz, в то время как китайский премиум-сегмент представлен неравномерно: отдельные марки, такие как Hongqi, показывают рост (свыше 15% за восемь месяцев), но в целом позиции остаются слабыми. Средний класс отдает предпочтение BMW корейского происхождения, а более экономные покупатели — подержанным японским автомобилям.
Таким образом, несмотря на очевидные преимущества китайских машин, их продвижение в России остается недостаточно эффективным, что ограничивает возможности выбора для потребителей.