Разговоры о возможном возвращении европейских автопроизводителей в Россию снова набирают обороты. Это связано с тем, что часть потребителей начинает уставать от китайских автомобилей и разочаровывается в ассортименте локальных брендов. Однако шансы на полноценное возвращение тех, кто ранее ушёл с российского рынка, становятся всё менее реалистичными. Причина кроется не только в политике, но и в серьёзных проблемах, с которыми сталкивается сам европейский автопром, отмечает “Автовзгляд”.
За три года отсутствия именно европейские бренды утратили позиции сильнее других. Японские и корейские автомобили активно поставляются по каналам параллельного импорта и стабильно занимают лидирующие позиции в продажах. В то время как европейские производители, даже если бы захотели вернуться, оказались бы в заведомо невыгодном положении — и не только из-за потерь в репутации.
На фоне этих обстоятельств конкурентоспособность европейских марок стремительно падает. И если они всё же решат вернуться, им придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией — в первую очередь со стороны китайских производителей, которые уже заняли ниши, ранее принадлежавшие Volkswagen, Skoda, Renault и другим.
Автопром Европы переживает беспрецедентный кризис: рост расходов после отказа от российских энергоносителей, снижение прибыли, потеря доли на китайском рынке (в частности, Porsche за два года потеряла там половину спроса). Ситуацию усугубляет угроза новых торговых пошлин со стороны США, которые могут сделать экспорт в Америку экономически невыгодным.
Перенос производств в другие страны лишь частично решает проблему. Европейским брендам всё труднее конкурировать с китайскими — как в Азии, так и в России, где автомобили с сопоставимым оснащением стоят значительно дешевле. Даже в самой Европе спрос падает на фоне снижения доходов населения.
Ирония в том, что в скором времени возвращаться в Россию может быть уже некому. Европейский автопром — сам по себе — оказывается под угрозой исчезновения. Пока производители ищут новые рынки и способы выживания, российский покупатель уже делает выбор в пользу тех, кто остался.