Европейский автопром оказался в центре серьёзного кризиса: заводы закрываются, рабочие теряют работу, а эксперты предсказывают масштабные изменения в отрасли. Как она будет развиваться дальше — пока неизвестно.
Впервые за последние 50 лет финский завод Valmet Automotive полностью остановил производство. Сотрудники предприятия в Уусикаупунки начали получать уведомления о сокращении ещё в начале декабря. За пять десятилетий на этом заводе выпускали автомобили различных марок — от SAAB и Opel до моделей Mercedes-Benz, производившихся с 2013 года. Сейчас остановлены как сборочные, так и окрасочные линии, а руководство не видит перспектив для заключения новых контрактов.
Проблемы Valmet лишь отражают общую ситуацию в европейской автомобильной промышленности. Ещё в прошлом году агентство Bloomberg предупреждало о возможных массовых закрытиях автозаводов в ЕС из-за хронической недозагрузки мощностей и избытка машин. Среди компаний, оказавшихся под угрозой, назывались BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и французский концерн Stellantis.
В конце ноября 2024 года Volkswagen сообщил о закрытии трёх заводов в Германии, а в начале 2025 года Audi подтвердила остановку завода в Брюсселе, где производились электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback. Последние автомобили сошли с конвейера 8 февраля. Stellantis также сократил производство: в феврале компания закрыла свой старейший британский завод в Лутоне, выпускавший популярные модели Opel и Vauxhall. Французские профсоюзы прогнозируют, что в ближайшие три года выпуск автомобилей на заводах Stellantis во Франции снизится на 11%, а к 2028 году производство составит лишь 587 800 машин.
Кризис усугубляется переходом Европы на электромобили и жёсткой конкуренцией с китайскими производителями, а также торговыми ограничениями со стороны США. Эксперты оценивают, что почти треть европейских автозаводов находится под угрозой закрытия, и компании вынуждены либо сокращать производство, либо переносить его в страны с более низкими издержками.
Руководитель ACEA и глава Mercedes-Benz Ола Каллениус предупредил, что европейскому автопрому осталось всего несколько лет, чтобы адаптироваться к новым условиям. По опросам, 70% поставщиков уже ощущают сильное давление со стороны китайских конкурентов. Без срочных мер производство автомобилей в Европе может оказаться под угрозой исчезновения.
Прогнозы экспертов неутешительны: к 2030 году в Германии может быть потеряно до 100 тысяч рабочих мест. Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi — 7,5 тысячи, Bosch — 18,5 тысячи. Также масштабные сокращения и закрытия предприятий объявили Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford. Судьба европейской автомобильной отрасли в новых реалиях остаётся неопределённой.