Автопарк стареет: в России идет падение спроса на новые и подержанные машины

На сегодняшний день автомобильный рынок России сталкивается с серьезными трудностями. Высокие процентные ставки Центрального банка РФ и значительный рост цен на новые автомобили делают покупку машины дорогостоящей и зачастую рискованной инвестицией, которая может никогда не окупиться. Это особенно заметно на фоне инфляционных процессов и нестабильности курса рубля, что дополнительно повышает финансовую нагрузку на потенциальных покупателей.

Ситуацию осложняет и новая методика расчёта утилизационного сбора, которая вступит в силу в ближайшие годы. Особенно ощутимо это ударит по сегменту премиальных автомобилей с двигателями от 160 лошадиных сил, хотя и массовый рынок в целом почувствует негативный эффект через снижение общей покупательской активности. Кроме того, с 1 января 2026 года запланирована индексация утильсбора, что приведет к дополнительному росту цен на автомобили, ввозимые по параллельному импорту. Для многих покупателей это станет серьезным фактором при выборе между новым автомобилем и подержанным вариантом.

Сегмент автомобилей с пробегом также находится под давлением. Россия продолжает получать подержанные автомобили из стран Азии, Европы и США, а также из бывших республик СССР. Рост тарифов утильсбора с 1 января следующего года приведет к удорожанию этих машин, что может повлиять на снижение спроса. Дополнительно, часть покупателей предпочитает отложить приобретение автомобиля в ожидании сезонных акций дилеров и автопроизводителей или официального возвращения на российский рынок европейских, японских и южнокорейских брендов.

Таким образом, текущая ситуация формирует эффект замедления продаж как новых, так и подержанных автомобилей. Эксперты прогнозируют, что до стабилизации процентных ставок и пересмотра системы налогообложения на автомобили рынок будет оставаться в состоянии неопределенности, а покупатели продолжат действовать осторожно, оценивая как финансовую нагрузку, так и доступность интересующих моделей.