Роман Сокуев, руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants, в интервью “Российской газете” рассказал о последствиях несвоевременной замены моторного масла.
По словам эксперта, стремясь к экономии, многие владельцы автомобилей значительно увеличивают интервалы между заменами масла, что, как поясняет специалист в области смазочных материалов, неизбежно приводит к серьезным проблемам с двигателем, многократно превышающим кажущуюся выгоду.
Моторное масло выполняет ряд жизненно важных функций, включая смазку и разделение трущихся деталей, отвод избыточного тепла, нейтрализацию вредных продуктов сгорания топлива и удаление частиц износа. Даже при использовании высококачественной синтетики, к пробегу в 50 000 км масло претерпевает значительные изменения в своих характеристиках.
Во-первых, истощаются защитные присадки, необходимые для образования масляной пленки, что приводит к повышенному трению и, как следствие, к повреждению вкладышей коленвала и распредвала, а также стенок цилиндров. В итоге существенно возрастает риск заклинивания мотора или проворачивания вкладышей.
Во-вторых, резко снижается способность масла нейтрализовать кислоты, образующиеся в процессе сгорания топлива, что вызывает коррозию важных элементов двигателя.
В-третьих, ухудшение моющих свойств приводит к образованию отложений шлама и лака, которые засоряют масляные каналы, ограничивая подачу масла к жизненно важным узлам, таким как гидрокомпенсаторы и подшипники турбины. Нагар, в свою очередь, приводит к залеганию поршневых колец, снижая компрессию и увеличивая расход масла и топлива.
В-четвертых, загрязненное масло хуже отводит тепло, что может вызвать локальные перегревы и ускоренный износ деталей.
Наконец, содержащиеся в масле продукты износа и сажа действуют как абразив, ускоряя износ трущихся поверхностей.
Следует учитывать, что даже масла класса Longlife, предназначенные для увеличенных интервалов замены (обычно до 30 000 км в идеальных условиях), не рассчитаны на пробег в 50 000 км. Такая эксплуатация выходит за рамки рекомендаций как автопроизводителей, так и производителей смазочных материалов.
Экономия на своевременной замене масла в конечном итоге выливается в дорогостоящий ремонт двигателя, от частичной замены узлов до капитального ремонта или полной замены мотора. Затраты на подобные работы значительно превышают стоимость регулярной замены масла и фильтра.