Если легковых иномарок в Советском Союзе было крайне мало, то иностранные грузовики встречались на дорогах гораздо чаще. Причина проста: СССР остро нуждался в грузовой технике. И покупали её за рубежом — надёжную, мощную и относительно недорогую.
Tatra 111: чешский тяжеловес послевоенных лет
Полноприводные Tatra 111 начали поступать в СССР сразу после Второй мировой войны. Этот грузовик с двигателем 210 л. с. и грузоподъемностью 8,5 тонн быстро стал незаменимым. Позже чехи модернизировали модель: мощность снизили до 180 л. с., но грузоподъемность выросла до 10,2 тонн.
Tatra выпускались в разных вариантах — от самосвалов до седельных тягачей. Популярность машины была такой, что её поставки продолжались до 1982 года. Даже сегодня в некоторых регионах Сибири эти грузовики можно встретить в рабочем состоянии.
Skoda-LIAZ: мощные бескапотные гиганты
С 1964 года в СССР начали массово поставлять бескапотные грузовики Skoda. Первые модели имели двигатель 180 л. с. и грузоподъемность 14,2 тонн. Модернизация 1964 года позволила использовать прицепы, увеличив грузоподъемность до 18 тонн.
Эти грузовики чаще всего применялись для международных перевозок в «Совтрансавто», а рефрижераторы чехов были особенно востребованы.
IFA W50: немецкая надёжность
Грузовики из ГДР изначально создавались для армии, но быстро нашли применение и в народном хозяйстве. Простые по конструкции, но выносливые, они использовались как автокраны, седельные тягачи и полноприводные вездеходы.
Тягачи LIAZ 110: спасение для экономики
После войны Советскому Союзу катастрофически не хватало грузовиков средней грузоподъемности. Закупка западногерманских LIAZ стала выгодным решением для обеих сторон. Трёхосные тягачи и бортовые грузовики с грузоподъемностью 11 тонн отличались высокой надежностью и комфортом, а самосвалы этой серии были особенно востребованы.
Magirus-Deutz 232D: «короли» экстремальных дорог
Эти немецкие грузовики использовались для освоения сложных районов Сибири и строительства БАМа. Двигатель 11,3 л и грузоподъемность 11,5 тонн позволяли преодолевать бездорожье, где другая техника оказывалась беспомощной. Высокая рама и надёжная подвеска сделали эти машины незаменимыми, а шофёры до сих пор вспоминают их с восхищением.
Эти зарубежные грузовики не просто пополняли автопарк СССР — они помогли стране строить, развивать инфраструктуру и справляться с дефицитом техники.