Советские военные очень не любили и боялись ГАЗ 66. И вот почему
Автор Андрей ПрыжковСоветская военная промышленность регулярно выполняла заказы Министерства обороны, разрабатывая и выпуская новую технику для армейских нужд.
С началом боевых действий в Афганистане вместе с контингентом советских войск туда было направлено большое количество военной техники, среди которой особо остро ощущалась нехватка транспорта для перевозки личного состава и грузов.
Было решено оснастить войска многофункциональными грузовиками, уже проверенными в экстремальных условиях и считавшимися надежными. Одной из таких машин стал армейский ГАЗ-66, прозванный солдатами «шишигой».
Грузовик выпускался в двух вариантах — гражданском и военном. Однако советские военные быстро разочаровались в нём: машина не оправдала ожиданий и обладала массой недостатков.
Почему «шишига»?
Многие считают, что своё прозвище ГАЗ-66 получил из-за индекса модели — «66». Действительно, в народе его часто называли «шишигой», что отчасти было отсылкой к цифрам («66 ГАЗ»). Но была и другая причина: в русской традиции число 6 ассоциировалось с нечистой силой, и когда машина постоянно ломалась, солдаты всерьёз начинали верить в «проклятие» этого числа.
Разработанный ещё в 1957 году, ГАЗ-66 долгое время не запускали в серию из-за многочисленных недоработок. Проблемы оказались настолько серьёзными, что некоторые создатели грузовика даже задумывались: а не в индексе ли кроется причина всех неудач?
Почему военные ненавидели «шишигу»?
В Афганистане ГАЗ-66 использовали не только как транспорт, но и как мобильную огневую точку — на нём устанавливали пулемёты и миномёты. Однако если в СССР грузовик неплохо показывал себя в сельском хозяйстве, то в горах Афганистана он оказался практически бесполезен.
На подъёмах двигатель часто глох на низких оборотах, а из-за разреженного горного воздуха резко возрастал расход топлива. Мощность мотора падала, и гружёная машина еле ползла вверх. Нередко солдатам приходилось идти пешком, а «шишигу» тащить на буксире.
Но главной причиной ненависти к ГАЗ-66 была его смертельно опасная конструкция. Кабина водителя располагалась прямо над передними колёсами, поэтому при подрыве на мине у экипажа практически не было шансов выжить. Душманы знали эту слабость и специально минировали пути движения советских колонн.
Для сравнения, у «КрАЗов» и «Уралов» водитель сидел дальше от колёс (0,8–1,2 метра), что значительно повышало его шансы уцелеть при взрыве. Тем не менее, «шишиги» продолжали поступать в Афганистан до самого вывода войск, восполняя потери техники.
О том, что ГАЗ-66 плохо подходит для войны в горах, знали все — от офицеров на местах до высшего руководства СССР. Однако менять ничего не стали: финансирование на разработку новых моделей так и не выделили, а войска вынуждены были использовать устаревшую технику до последнего.