Можно ли покупать автомобиль после ДТП?
Автор Георгий ЛифановПриобретая автомобиль на вторичном рынке, покупатель нередко встречает объявления о продаже машин с небольшими повреждениями по привлекательной цене. Вместе с экспертами сервиса Автотека разбираемся, можно ли покупать автомобиль, побывавший в ДТП, когда это оправданная экономия, а когда лучше бежать подальше от «выгодного предложения».
Как при покупке б/у автомобиля определить, что он побывал в аварии
Узнать о наличии повреждений и ДТП в прошлом можно еще на этапе знакомства с объявлением о продаже понравившегося автомобиля с помощью онлайн-сервисов. Зная VIN-номер и регистрационный знак, вы можете проверить, бывал ли автомобиль в авариях, через сайт ГИБДД. Здесь вы найдете информацию о дате ДТП (произошедших начиная с 2015 года) и наиболее серьезных повреждениях. Более развернутую информацию предоставят негосударственные базы данных по истории эксплуатации автомобилей, такие как Автотека, отчет которой покажет не только ДТП, в которых побывал автомобиль, но и наличие в истории автомобиля ремонтов, залогов, ограничений, отсутствие техобслуживания, использование автомобиля в такси или каршеринге, историю пробега и другие данные из официальных источников. Отчет покажет, что именно ремонтировалось, когда, а также на какую сумму. Если ремонт мелкий, вроде замены бампера, это не страшно. Однако если в истории автомобиля есть данные о повреждении силовых элементов или восстановлении кузова целиком, лучше отказаться от покупки.
Автотека аккумулирует данные от ГИБДД, страховых компаний, автодилеров, независимых станций технического обслуживания, Национального бюро кредитных историй и других организаций. Но даже при наличии полных баз не обойтись без очного осмотра. По возможности, лучше провести его на независимой СТО или в присутствии специалиста.
Очный осмотр подержанного автомобиля: на что обратить внимание
Первое, что может броситься в глаза – различие оттенков краски на наружных элементах кузова. Оно возникает при замене или окрашивании таких деталей, как например, дверь или капот, после ДТП. В то же время автомобиль может сверкать как новенький из-за того, что побывал в аварии – после восстановления кузов часто красят целиком. Проверьте толщину лакокрасочного слоя в разных местах специальным прибором. Для большинства автомобилей заводская толщина ЛКП находится в диапазоне 80-170 микрон, однако толщина до 200 микрон допустима, если машину покрасили вторым слоем. Это хоть и свидетельствует о ремонте, но скорее это были мелкие сколы или царапины, которые часто появляются в процессе эксплуатации. Кроме того, вас не должен пугать разброс значений: толщина лакокрасочного покрытия на всех деталях автомобиля может отличаться более чем на 20-40 микрон даже на новых экземплярах. А вот если толщина ЛКП более 300 микрон, это означает, что деталь шпаклевали, а значит повреждения были серьезные. Исключения составляют только олдтаймеры и редкие модели.
Также вас должны насторожить неплотно закрывающиеся двери, трудности с открытием и закрытием капота и багажника, разница в прилегании деталей с разных сторон, не говоря о заметных швах на силовых элементах. Все это может свидетельствовать о нарушении геометрии кузова. Её можно выявить, если загнать автомобиль на подъемник и проверить сход-развал. Каждый автопроизводитель предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги, и при нарушении геометрии кузова добиться нормального положения будет невозможно.
При очном осмотре проверьте маркировку на стеклах. У автомобилей в заводской комплектации дата выпуска запчастей, которые указаны в этой маркировке, будет одинаковой. То же самое применимо к фарам.
Затем осмотрите резиновые уплотнители дверей, загляните под капот, в нишу запасного колеса, осмотрите пол багажника и внутренние торцы дверей. Следы краски на уплотнителях, нестандартные крепежные элементы, неаккуратно нанесенный герметик, неровная сварка – все это может быть признаками серьезного кузовного ремонта.
Наконец, обратите внимание на индикатор подушек безопасности. Если он не зажигается или не гаснет, скорее всего подушки безопасности уже срабатывали, и предыдущий владелец попытался это скрыть.
Когда нельзя покупать автомобиль после ДТП
Эксперты Автотеки не рекомендуют покупать автомобиль при нарушении целостности силовых элементов и геометрии кузова. Если есть нарушение заводской геометрии кузова, автомобиль опасен как для водителя, так и для других участников дорожного движения. Во-первых, при движении его может тянуть в сторону относительно движений руля. Во-вторых, невозможно предсказать, как он поведет себя в случае повторного ДТП, ведь на заводах кузова проектируются так, чтобы при ударе деформироваться максимально безопасно для водителя и пассажиров. При осмотре потенциальной покупки можно выявить только первичные признаки нарушения геометрии: снаружи это неравномерные зазоры, разный износ шин, следы повреждений на лонжеронах и стойках, в динамике - это нестабильное поведение при движении на большой скорости.
Также ни при каких обстоятельствах не стоит покупать автомобили, которые горели, переворачивались или в состоянии тотал (конструктивная гибель). Даже если вы в душе Кулибин, восстанавливать такую машину до безопасного и пригодного для езды состояния экономически бессмысленно. Скорее всего, это будет дороже, чем купить сопоставимый экземпляр в хорошем состоянии.
Когда можно покупать автомобиль после ДТП
Есть и хорошие новости: некоторые автомобили после ДТП вполне могут быть оправданным и безопасным приобретением. Любое повреждение автомобиля уменьшает его рыночную цену, поэтому мелкие недостатки - повод для торга. При этом они могут не влиять на безопасность и ходовые качества машины.
К распространенным последствиям ДТП относятся, например, мелкие дефекты лакокрасочного покрытия, поврежденный бампер, разбитая фара и другие повреждения наружных элементов. В зависимости от масштабов бедствия сэкономить можно от пары тысяч рублей до 20-30% рыночной стоимости.