Какими машинами советские граждане заменяли УАЗ: объяснил эксперт «За рулем»

Uaz465 Uaz465

В советское время покупка таких автомобилей, как ГАЗ-69 или УАЗ-469, для личного пользования была практически недостижимой мечтой. Между тем потребность в надежном и проходимом транспорте ощущалась остро, поэтому автолюбители нередко прибегали к самым разным, порой весьма изобретательным способам решения проблемы, отмечает издание «За рулем».

Эта реальность нашла отражение и в кино. В детективе «Дополнительный прибывает на второй путь» (1986) сюжет был построен вокруг мошенников, которые за вознаграждение обещали помочь с покупкой дефицитного УАЗ-469. Подобные истории лишь подчеркивали, насколько сложно было обзавестись таким автомобилем.

По сути, рамные внедорожники, выпускавшиеся в Горьком и Ульяновске, имели статус, близкий к коммерческой технике. Они не поступали в свободную продажу, так как считались средствами производства — примерно так же, как завод или фабрика. В первую очередь такие машины направлялись в армию, затем в колхозы и государственные организации, однако их все равно не хватало, особенно с учетом экспортных поставок.

В стране с огромными расстояниями и слабой дорожной сетью спрос на полноприводные автомобили был крайне высоким, но государственная торговля практически его не покрывала. В конце 1950-х — начале 1960-х годов было выпущено лишь ограниченное число полноприводных «Москвичей» и ГАЗ-М72 — версии «Победы» с двумя ведущими мостами. С конца 1960-х началось производство компактных внедорожников ЛуАЗ-969, однако и они оставались редкостью и продавались лишь в отдельных регионах СССР. Позднее на рынке появилась ВАЗ-2121 «Нива», но высокая цена, дефицит и скромная вместимость делали ее не самым удобным вариантом для хозяйственных нужд.

Разумеется, существовали и исключения. Отдельные привилегированные граждане могли позволить себе даже новый УАЗ. Так, писатель Михаил Шолохов владел и ГАЗ-69, и УАЗ-469, причем последний был доработан с учетом его страсти к охоте.

Даже подержанные внедорожники, списанные из колхозов или государственных предприятий, продавались лишь по специальному разрешению и требовали доработки для гражданской эксплуатации. Тем не менее некоторым счастливчикам удавалось десятилетиями ездить на автомобилях еще 1940-х годов — таких как ГАЗ-67Б, выпускавшийся до 1953 года, или американские Willys MB, поставленные в СССР по ленд-лизу во время Второй мировой войны.