Четырехдверная «Ока» не прошла на конвейер: раскрыты подробности о прототипах

Oka Oka

В 2025 году исполняется 35 лет с начала производства ВАЗ-1111 “Ока” — компактного автомобиля, который стал символом Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) и одной из самых узнаваемых отечественных малолитражек.

Бывший генеральный директор ЗМА Васил Каюмов в интервью Chelny-biz рассказал, что история “Оки” могла пойти совсем другим путём. После ухода первого генерального директора ВАЗ Виктора Полякова завод потерял поддержку материнской компании: автомобиль даже прозвали «налогом имени Полякова», а финансирование постепенно сокращалось, без учета модернизации и новых проектов.

По словам Каюмова, ЗМА тогда рассматривал несколько вариантов для новой модели. Среди них были Volkswagen T4, а также предложения от Kia, Hyundai, Tata и SsangYong.

Южнокорейские компании сразу дали понять, что рассматривают Россию лишь как рынок сбыта, а не площадку для производства, а политические обстоятельства мешали реализации совместных проектов. Любопытно, как ситуация изменилась всего через 10–15 лет…

Даже создавались прототипы — “Ока-2” с четырьмя дверьми и двигателем от ВАЗ-2110. Этот автомобиль мог стать компактным городским автомобилем нового поколения, но проект так и остался на стадии концепта.

Каюмов отмечает, что нынешние реалии — когда в городских пробках чаще всего едут один-два человека — сделали бы такую модель крайне востребованной. История “Оки” демонстрирует, что российский сегмент малолитражек мог получить современный городской автомобиль, если бы стратегические решения и поддержка позволяли внедрять инновации, а не блокировали их.