С 1 декабря в России вступили в силу обновлённые правила расчёта утилизационного сбора для физических лиц. Теперь сумма платежа определяется не только объёмом, но и мощностью двигателя автомобиля, сообщает «Российская газета».
По словам министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, изменения направлены на более справедливое распределение финансовой нагрузки. При этом около 80% владельцев автомобилей нововведения не коснутся: для машин мощностью до 160 л.с., ввозимых для личного пользования, порядок расчёта сохраняется прежним.
«Повышенные ставки затронут в основном мощные автомобили, включая санкционные иностранные модели, покинувшие официальный рынок», — уточнил министр.
Эксперты отмечают, что новые правила значительно увеличат стоимость ввоза машин с мощностью свыше 160 л.с. Так, для таких моделей, как BMW X5 или Hyundai Palisade, размер утильсбора может достигать 1,8–2,7 млн рублей. В то же время популярные бюджетные автомобили — Kia Rio, Hyundai Creta, Volkswagen Polo — реформы не коснутся.
Введение новых ставок преследует несколько целей:
- ограничить схемы ввоза автомобилей физлицами с последующей перепродажей;
- стимулировать развитие и локализацию производства внутри страны;
- сократить объём «серого» импорта.
Доля частного ввоза резко увеличилась: с 37% в третьем квартале 2024 года до 76% в аналогичном периоде 2025-го. По словам Алиханова, это приводит к снижению налоговых поступлений.
Несмотря на трудности, авторынок России демонстрирует признаки оживления: за десять месяцев 2025 года реализовано 1,2 млн автомобилей, при этом доля машин отечественного производства выросла до 55%. В октябре продажи увеличились на 34% относительно сентября.
Эксперты считают обновление системы утилизационного сбора важным шагом для формирования устойчивого автомобильного рынка в стране. После краткосрочного спада в начале 2026 года ожидается восстановление продаж уже весной.