Центр истории автотранспорта Ленинграда недавно представил один из последних проектов Завода имени И.А. Лихачёва — бескапотный грузовик под индексом ЗИЛ-4329. Этот автомобиль был задуман как современная альтернатива устаревшим моделям завода и должен был стать символом возрождения отечественного грузового автомобилестроения.
Экспонат относится к семейству «Кентавр», разработка которого была инициирована в начале 2000-х годов. При создании новых моделей инженеры ЗИЛа обратились к китайской компании Shaanxi, которая по лицензии немецкого концерна MAN выпускала кабины для грузовиков. Рассматривалась даже возможность локализованной сборки этих кабин непосредственно на заводе в Москве, что могло значительно снизить себестоимость и ускорить производство.

Предсерийные образцы «Кентавра» впервые показали публике на выставке «Интеравто» в 2006 году. В 2010 году автомобили прошли сертификацию, что открыло путь к потенциальной массовой продаже. На бескапотные грузовики заводчики возлагали большие надежды: предполагалось, что новый ЗИЛ сможет конкурировать с современными корейскими и китайскими аналогами, предлагавшими более экономичные и технологически совершенные решения. Однако проект столкнулся с множеством проблем — от устаревшей производственной базы до финансовых трудностей, что привело к значительной задержке выпуска.

Сегодня надпись «Зверь» под ветровым стеклом вызывает скорее ностальгию и лёгкую грусть. С момента сборки последнего серийного ЗИЛа прошло почти десять лет, а «Кентавр» так и не смог выйти за пределы концептуального прототипа. Для многих энтузиастов он остался символом несбывшихся надежд российского автопрома — амбициозной мечтой о конкуренции на мировом рынке грузовых автомобилей, которая так и осталась в истории как проект «почти былого будущего».
