Кто стал владельцем китайских марок: каким автобрендам грозит исчезновение

Chinabrand Chinabrand

Китайская автомобильная отрасль представляет собой сложную сеть брендов и холдингов. Разобраться в структуре рынка непросто, однако диаграмма аналитика Фелипе Муньоса наглядно демонстрирует все основные автоконцерны страны.

Ключевые игроки рынка — Geely, BYD, Chery и Changan, среди которых есть и государственные компании.

Chery контролирует бренды: Omoda, Rely, Exeed, Jaecoo, Fulwin, iCar, Jetour, Luxeed и собственно Chery.
Changan объединяет Kaicheng, Avatr, Nevo и Deepal. Муньос ошибочно включил в их портфель бренд Volga: он принадлежит АО «Производство легковых автомобилей», которое арендует мощности ГАЗа и самостоятельно развивает линейку.

Geely владеет или участвует в брендах Lotus, Zeekr, Radar, Proton, Belgee, Farizon, Geome, LEVC, Smart, Galaxy, Polestar, Volvo и Lynk & Co.
У BYD портфель компактнее — кроме основного бренда, это Denza, YangWang и Fang Cheng Bao.

По подсчётам аналитика, эти четыре группы обеспечивают 56% продаж на внутреннем рынке и получают существенную поддержку региональных властей. Чем ближе компания к центру его диаграммы, тем сильнее её зависимость от государства.

Помимо «большой четверки», крупными холдингами остаются SAIC (MG, LDV, Maxus, IM, Roewe), JAC (Maestro, JAC, Evo, Nord), BAIC (Arcfox, Foton, Tiger, Stelaro) и Dongfeng (MHero, Voyah, Lingxi, Nammi, Venucia).

Некоторые новые бренды пока сохраняют независимость: Nio (Onvo, Firefly), Leapmotor, Xpeng, Aiways, Neta, Xiaomi, Li Auto и Rox. Во второй схеме Муньоса представлены 109 брендов, распределённых по классам: на вершине — премиальные Hongqi, YangWang, Maextro; ниже — технологичные Xiaomi, Nio, Li Auto.

Премиум-сегмент включает Stelato, Denza, Zeekr и Xpeng. В бюджетном сегменте доминируют устаревающие и малоизвестные марки (Sinogold, Hima, Pocco и др.), спрос на которые падает из-за роста интереса к современным технологичным автомобилям. Вероятность того, что все бренды сохранятся в течение ближайших десяти лет, невысока: многие будут поглощены крупными игроками или исчезнут.

Подобные процессы уже происходили в автомобильной индустрии других стран — например, когда с рынка ушли Pontiac, Oldsmobile, NSU и другие.