Министерство коммерции КНР объявило о введении с 1 января 2026 года запрета на вывоз из страны новых автомобилей, оформляемых как машины с пробегом. Нововведение напрямую затронет российский рынок, где такая схема параллельного импорта была одним из основных каналов поставки бюджетных китайских моделей, особенно электромобилей и гибридов.
По мнению независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, последствия для России будут ощутимыми:
«Предложение бюджетных китайских автомобилей существенно сократится, конкуренция среди импортеров снизится, а цены на автомобили с пробегом вырастут на 50–65 тысяч рублей. Ассортимент массового сегмента сузится, а финансовое давление на покупателей возрастёт», — заявил Тузов в комментарии Autonews.ru.
При этом эксперт не ожидает полного прекращения параллельного импорта, однако подчёркивает, что структура российского авторынка серьёзно изменится.
Иного мнения придерживается генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. По его словам, новый китайский запрет окажет минимальное влияние на рынок РФ, так как основные изменения уже произойдут раньше из-за других факторов.
«Решающее влияние окажут изменения в расчёте утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года и его дальнейшее повышение с 1 января 2026 года. На фоне этого китайское ограничение выглядит второстепенным. В КНР стоимость денег составляет около 4% годовых, поэтому держать автомобили на складах дополнительно 180 дней для производителей и экспортёров не критично», — пояснил Ольховский.
Он также отметил, что сегодня практически все автомобили, которые ввозятся в Россию от имени физических лиц, уже имеют статус «с пробегом» — они регистрируются в китайской базе данных перед вывозом.
«Ассортимент на российском рынке из-за этого запрета существенно не сократится. Параллельный импорт не закончится, но претерпит определённую трансформацию. Какую именно — станет ясно в ближайшие месяцы. Всё будет зависеть от финансовых возможностей компаний-импортёров», — резюмировал глава ГК «Автодом».
Таким образом, эксперты расходятся в оценках: одни прогнозируют заметный рост цен и сокращение предложения, другие считают, что основной удар по параллельному импорту нанесут внутренние российские изменения в утильсборе, а китайский запрет станет лишь дополнительным, но не решающим фактором.