В сообществе автолюбителей всё чаще обсуждают явление, известное как E-Smog или «электросмог». Многие задаются вопросом: подвергаются ли водители электромобилей большему воздействию электромагнитного излучения, чем владельцы машин с двигателями внутреннего сгорания? Недавнее исследование помогло прояснить ситуацию.
С ростом популярности электромобилей всё больше людей интересуются, не представляет ли «электросмог» опасности для здоровья водителей и пассажиров. Чтобы получить объективный ответ, Немецкий автомобильный клуб ADAC совместно с ведущими научными институтами провёл масштабное исследование.
Как сообщает 110km.ru, проект был инициирован Федеральным агентством по радиационной защите и Министерством окружающей среды Германии. В ходе эксперимента протестировали 11 электромобилей, два подключаемых гибрида, один автомобиль с ДВС и четыре электромотоцикла. Измерения проводились как в лаборатории и на испытательных трассах, так и в реальных дорожных условиях. Всего специалисты собрали более 975 000 показаний.
Исследование выполнили эксперты ADAC совместно с Научно-исследовательским центром электромагнитной совместимости окружающей среды (FEMU), университетской клиникой Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена и компанией Seibersdorf Labor GmbH. По поручению Федерального ведомства по радиационной защите и Министерства окружающей среды (BMUKN) они изучили уровни электрических и магнитных полей, возникающих при движении электромобилей и электромотоциклов.
Учёные анализировали три типа электромагнитных полей — статические, низкочастотные и высокочастотные. Первые два действительно чаще встречаются в электромобилях, так как их создают электродвигатели, силовая электроника и зарядные системы. Зато высокочастотные поля, связанные с Bluetooth, Wi-Fi и другими беспроводными технологиями, оказались примерно на том же уровне, что и в обычных автомобилях с ДВС.
Особое внимание уделили безопасности людей с медицинскими имплантатами и беременных женщин. Для этого использовались манекены с датчиками, имитирующие позу водителя и пассажира, а также компьютерные модели человеческого тела, позволяющие оценить влияние полей на организм.
Результаты оказались обнадёживающими: ни в одном из протестированных транспортных средств не было зафиксировано превышения предельных значений, установленных Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения (ICNIRP). Даже во время интенсивного ускорения или торможения, когда наблюдались кратковременные всплески, общий уровень излучения оставался в пределах нормы.
Любопытная деталь: самые высокие показатели фиксировались в области ног — из-за близости к кабелям и элементам электросистемы. В то время как у головы и туловища значения были заметно ниже. Неожиданным источником магнитных полей стали подогреваемые сиденья — особенно в моделях с определёнными типами регуляторов. Однако даже в этих случаях показатели не выходили за безопасные пределы.
Также исследование показало, что уровень электромагнитного фона в электромобилях сопоставим с поездами, трамваями и метро. При этом между отдельными моделями могут быть значительные различия — всё зависит от конструкции, расположения компонентов и даже стиля вождения.
Хотя угроз для здоровья выявлено не было, специалисты рекомендуют автопроизводителям учитывать вопросы электромагнитной совместимости уже на стадии проектирования. Совершенствование стандартов и методик измерений позволит ещё больше снизить возможное воздействие.
Итог: опасения по поводу «электросмога» в электромобилях не имеют научных подтверждений. Электрокары остаются безопасным и экологичным видом транспорта, не представляющим скрытой угрозы для здоровья.