Почему мотоциклы «Ява» стали культовыми в СССР

Jawa2 Jawa2

Для поколения, хорошо помнящего СССР, мотоциклы всегда были особенной техникой — их уважали и любили больше, чем машины. И причина проста: купить даже престижный мотоцикл было гораздо легче, чем автомобиль.

Мотоциклы использовались для работы, путешествий и отдыха — и зимой, и летом. Особым успехом пользовалась чешская «Ява», которую с 1962 года можно было приобрести практически любому советскому гражданину.


Чешский «чужестранец», завоевавший сердца советской молодежи

Хотя СССР выпускал собственные модели, например ИЖ, «Ява» сразу привлекла внимание. Чехи поставляли мотоциклы серий CZ и Jawa в рамках экономического сотрудничества стран соцлагеря, и эти байки быстро стали культовыми.


Как создавалась «Ява»

Первая модель «Ява» появилась в 1929 году. После Второй мировой войны производство было восстановлено с помощью СССР, а дизайн и качество сборки сделали мотоцикл не только надежным, но и стильным — его легко узнавали среди советских моделей.


Мотоцикл, который почти исчез

В 1938 году немецкие оккупанты перестроили завод на ремонт немецкой техники. Тем не менее чехи тайно продолжали разработку новых моделей, и первая «Ява» после войны оказалась настолько удачной, что в 1946 году получила золотую награду на автосалоне в Париже.


Технические инновации «Явы»

Мотоцикл имел автоматическую коробку передач — новинку для того времени, которая вызвала восторг у советских мотолюбителей. Чехи также внедрили систему раздельной смазки, позже ставшую стандартом в мировой мототехнике.


«Киношная» слава

Элегантный дизайн «Явы» сделал её желанной среди городских молодежи и звезд советского кинематографа. Байки появлялись в «Бриллиантовой руке», «Приключениях Электроника» и других фильмах, подтверждая престиж модели.


Как «Ява» пережила СССР

После распада СССР поставки мотоциклов стали проблемой, и чешский завод оказался на грани банкротства. Спасением стали индийские покупатели: они выкупили лицензию и продолжили выпуск под брендом «Ява».


Тайна цвета

Все мотоциклы, поставлявшиеся в СССР, имели вишневый или ярко-красный окрас. Почему именно эти цвета, до сих пор остается загадкой — хотя для других стран выпускались модели разных оттенков.