Заднемоторная компоновка — привычное дело для спортивных автомобилей, но в советском автопроме она тоже имела место. Самый яркий пример — знаменитый «ушастый» ЗАЗ-966. Почему же простой массовый автомобиль получил двигатель сзади?
Массовый автомобиль для народа
В 1950-х годах создание доступного легкового автомобиля было одной из главных задач советской промышленности. Ранее машины были дорогими, а личный транспорт — роскошью. Одним из первых шагов стал ЗАЗ-965 — компактный «горбатый» автомобиль длиной всего около трёх метров. Двигатель располагался в задней части кузова, что стало характерной чертой модели.
Появляется ЗАЗ-966
После выявления проблем у «965-го» в 1966 году появляется ЗАЗ-966 — двухдверный седан с более современным кузовом. Но заднемоторная компоновка осталась. Почему? Всё просто: она сильно упрощала конструкцию и снижала себестоимость производства.
Простой и надёжный двигатель
ЗАЗ-966 получил V-образный четырёхцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Без воды и помпы конструкция была проще и дешевле. Воздух к двигателю поступал через «уши» на боковинах кузова, а массивный вентилятор и воздуховоды легко помещались сзади.
Печка работала отдельно от двигателя — маленький топливный отопитель требовал ухода, но это компенсировало отказ от жидкостной системы охлаждения.
Задний привод и практичность
Заднемоторная компоновка позволяла объединить коробку и двигатель в один блок, а карданный вал не требовался — экономия и упрощение производства. При этом задний привод улучшал проходимость: машина не буксовала на скользкой дороге, в отличие от переднемоторных «Классик», которым приходилось класть в багажник мешок песка.
Минусы конструкции
Но были и минусы: в жару воздушное охлаждение перегревалось, а лёгкая передняя часть делала руль «пустым» на скользкой дороге. Тем не менее, заднемоторная схема сделала ЗАЗ-966 одним из самых доступных автомобилей СССР.