В разных узлах болида, например, в коробке передач или турбокомпрессоре, могут применяться подшипники скольжения. В коробке передач они работают в масляной ванне, где вращающиеся валы поддерживаются тонкой масляной пленкой. Такие подшипники могут выдерживать более высокие окружные скорости, но требуют сложной системы смазки под давлением. Их используют там, где нет больших радиальных нагрузок, но критична скорость вращения. Выбор типа подшипника для каждого узла – это сложный инженерный компромисс между нагрузкой, скоростью, весом и надежностью. Все эти нюансы хорошо известны фанатам Формулы-1. Некоторые из них заключают пари на гонки. К тому же, бетторам сегодня доступен промокод олимп.
Система крепления: одна гайка на четыре колеса
Самая сложная задача – фиксация гайки от самопроизвольного откручивания. Резьбовые соединения под действием вибрации имеют тенденцию ослабевать. В Формуле-1 это недопустимо. Инженеры используют несколько методов фиксации. Первый – это точнейшее совпадение шага резьбы гайки и шпинделя. Любой зазор вызывает микровибрации. Второй – это конструкция самой гайки. Она имеет коническую поверхность, которая при затяжке входит в ответный конус на колесном диске. Это обеспечивает центровку и создает дополнительное напряжение, препятствующее откручиванию. Третий метод – использование специальных покрытий на резьбе, которые увеличивают трение. Состав этих покрытий является коммерческой тайной каждой команды. Отказ системы крепления на скорости означает потерю колеса и неминуемую аварию.
Балансировка и вибрации: поиск гармонии
На скорости 300 километров в час даже миллиграмм дисбаланса превращается в разрушительную силу. Неуравновешенное колесо создает вибрации, которые передаются на подвеску, рулевое управление и весь каркас болида. Пилот чувствует это как «биение» в руле. Вибрации ухудшают сцепление шины с трассой, снижают эффективность аэродинамики, разрушают подшипники и другие узлы.
Балансировку колес в сборе проводят на высокоточных электронных станках. Но сложность заключается в том, что колесо Формулы-1 – это не просто диск и шина. Это сложный узел, включающий тормозной диск и суппорт. Балансировку проводят в два этапа. Сначала отдельно балансируют колесо с шиной. Затем, после установки тормозного диска, проводят финальную балансировку всего узла. Для компенсации дисбаланса используют специальные самоклеящиеся грузики из вольфрамового сплава. Вольфрам имеет высокую плотность, что позволяет применять грузики минимального размера и веса.