Аналитик Сергей Целиков в цифрах и фактах рассказал историю формирования российского автопарка в «лихие» 90-е. Эксперт подчеркнул, как иностранные автомобили постепенно вытеснили с дорог «Жигули» и «Ниву». Десятилетие с 1991 по 1999 год стало переломным для автомобильной отрасли страны.
«Наиболее сложным с точки зрения статистики периодом в России были годы с 1991 по 1994. Сначала распад СССР, затем постепенный выход бывших советских республик из единого экономического и таможенного пространства. Поэтому некоторые данные приходилось формировать оценочно», — пояснил Целиков.
На конец 1990 года в России было зарегистрировано 8,9 миллионов легковых автомобилей, почти половина из которых — продукция АвтоВАЗа. Иностранные марки составляли всего 2% автопарка.
В 90-е ситуация кардинально изменилась: рынок наводнили новые и поддержанные иномарки. Сначала их ввоз почти не контролировался, как компаниями, так и частными лицами, затем начали появляться первые официальные дилеры зарубежных брендов. Уже к концу 1996 года доля иностранных автомобилей превысила 8%, а к 2000 году достигла почти 15% всего автопарка страны.
Общее количество машин в России росло стремительно: с 9,8 миллионов в 1991 году до 14,7 миллионов в 1995-м, и до 19,7 миллионов к 1999 году.
На 1 января 2001 года российский автопарк насчитывал 20,35 миллионов легковых автомобилей, уровень автомобилизации достиг 130 машин на 1 000 человек. В Москве зарегистрировано более 2 миллионов автомобилей — 224 машины на 1 000 жителей.
Марка Lada по-прежнему удерживала почти половину отечественного автопарка: более 35% приходилось на «классическое» семейство, 9,3% — на «Самару» и 3,9% — на «Ниву».
Иномарки к началу 2001 года уверенно занимали 14,8% парка, или 3,02 миллиона автомобилей. Среди них 876 тысяч (4,3% от общего числа) имели правый руль, что связано с активной автомобилизацией Дальнего Востока и Сибири за счёт японских подержанных машин. В Москве рост иностранных автомобилей был особенно заметен: почти каждый четвёртый автомобиль, а именно 23% (475,9 тысяч), имел иностранный бренд.