Этот необычный грузовик вошел в историю под названием ЭТ. Его создало предприятие ЭРСПО (по-эстонски – ETKVL) — Эстонский республиканский союз потребительских обществ. Эта организация объединяла предприятия и кооперативы, занимавшиеся заготовкой, переработкой и продажей сельскохозяйственной продукции.
К автомобилестроению союз отношения не имел, если не считать производственно-технический отдел собственной автобазы, где занимались ремонтом и доработкой грузовиков.
Простые расчёты показали, что перевозить 200 кг огурцов или несколько бидонов молока на ГАЗ-51 или даже на грузовом УАЗе невыгодно. Единственный компактный фургон в СССР – Москвич-430 – был дорогим и дефицитным. Тогда руководитель отдела Роман Бертелев решил создать машину, у которой грузоподъёмность была бы близка к её собственной массе.
Так в 1965 году появился ЭТ-500 – лёгкий грузовичок, рассчитанный на 500 кг при собственной массе 750 кг. Длина машины составляла 3600 мм, колесная база – всего 2000 мм. Бескапотную кабину из стеклопластика весом всего 40 кг установили на прочную стальную раму. Для удобства обслуживания кабина откидывалась вперёд – достаточно было открутить два болта.
Мотор от мотоцикла К-750 выдавал 26 л. с., обеспечивая скорость до 65 км/ч. Но главным достижением стало то, что ЭТ-500 стал первым переднеприводным автомобилем в СССР.
После испытаний был создан усовершенствованный вариант – ЭТ-600. Грузоподъёмность увеличили до 600 кг, а вместо мотоциклетного двигателя установили силовой агрегат от ЗАЗ-965 мощностью 27 л. с.
Эстонские инженеры подошли к делу серьёзно: новые грузовички отправились в испытательный пробег в Крым и были представлены в НАМИ. Республиканские власти одобрили идею и разрешили выпустить небольшую партию – по 20–25 машин в год для собственных нужд.
Себестоимость одного грузовика составляла около 2000 рублей, из которых 300 рублей приходилось на зарплату, а 400 – на двигатель от «Запорожца». При серийном производстве, уверяли разработчики, цену можно было бы снизить до 1300 рублей.
Однако дальше расчётов дело не пошло. До 1969 года успели собрать всего 35 машин, после чего проект закрыли. Не хватало комплектующих даже крупным заводам, не говоря уже о поставках для небольших производств. К тому же ни одно предприятие не хотело снабжать узлами и агрегатами непрофильные организации. Даже совнархоз не смог помочь энтузиастам.