По оценкам экспертов, опрошенных «Автостатом», изменения в порядке начисления утилизационного сбора приведут к заметному снижению импорта новых автомобилей. После распродажи складских запасов падение поставок может достигнуть 50%, а в дальнейшем стабилизироваться на уровне около 30%.
Наибольшие последствия ожидаются в сегменте машин мощностью свыше 160 л.с., где объем ввоза сократится как минимум на 15%. В среднесрочной перспективе это приведет к снижению продаж на 15–20%.
Специалисты отмечают, что новые правила затронут и вторичный рынок: сокращение импорта и ограничение модельного ряда спровоцируют рост цен и уменьшение выбора. Особенно ощутимым это будет для электромобилей и гибридов, среди которых значительную долю занимают бренды Zeekr и Lixiang.
При этом эксперты считают, что уход иностранных марок с рынка маловероятен — речь идет скорее о корректировке объемов поставок и перестройке структуры спроса. Основной эффект реформы проявится в краткосрочном падении импорта, за которым последует постепенная адаптация в течение ближайших лет. Для потребителей это означает рост цен, прежде всего в сегменте экологически чистого транспорта и автомобилей средней и высокой мощности.
В течение двух лет рынок должен выйти на новое равновесие: объемы импорта уменьшатся, но сохранятся, сместив акцент на премиальные модели и локальное производство.