За последние три года в страну ввезли свыше миллиона подержанных автомобилей, из которых около 630 тысяч — с правым рулём. Только за первую половину текущего года прибавилось ещё около 100 тысяч машин. Чаще всего это автомобили возрастом от трёх до семи лет и с пробегом до 100 тысяч километров.
Главные преимущества таких машин — доступная цена и традиционное японское качество сборки. При этом по оснащению они скромны: ввозят в основном компактные модели с моторами объёмом 0,66–1,2 литра и вариаторной трансмиссией. Частично это связано и с санкционными ограничениями.
В Японии механическая коробка передач почти не востребована, поэтому в массовом сегменте её давно нет. Всё реже на бюджетных моделях встречаются и классические гидроавтоматы. Несмотря на это, «праворульки» остаются основой автопарка Дальнего Востока: их доля в Приморском крае достигает 85%, в целом по округу — 72%. В Сибири показатель составляет 25%, по России в среднем — около 8,2% (примерно 4 млн машин, половина из которых сосредоточена именно на Дальнем Востоке). С 2022 года растёт интерес к ним и в Центральной, и в Северо-Западной России — продажи увеличились на 15–20%, хотя в абсолютных цифрах это пока немного.
Однако выгода зависит от модели. Малолитражки с двигателями до 1 литра действительно дешевле, но в более популярных классах разница уже не так очевидна.
Например, Mazda Demio и Kia Rio сопоставимы по размеру и оснащению: Demio оснащается мотором 1.3 (92 л.с.), Rio — 1.4 (100 л.с.), обе модели имеют шестиступенчатый «автомат». Средняя цена подержанных машин 2017 года близка — около 1,15 млн рублей. Японская сборка и наличие полноприводных версий делают Demio привлекательнее, но при ремонте выяснится, что запчасти для праворульных машин найти сложнее и стоят они дороже.
Седаны Toyota Corolla и её японская версия Axio показывают иную картину. Средняя цена машин 2017 года с левым рулём составляет 1,4 млн рублей, с правым — около 1,25 млн. Разница в цене объясняется и более скромными двигателями Axio (1.3–1.5 литра против 1.6–1.8 у Corolla).
Считается, что стоимость «праворулек» напрямую зависит от курса иены, но это справедливо только при покупке напрямую на японских аукционах. В остальных случаях цена формируется под текущий уровень спроса внутри России.
При этом МВД в своей Стратегии по повышению безопасности дорожного движения до 2030 года предлагает пересмотреть условия эксплуатации машин с правым рулём. Причина — повышенный транспортный риск: 4,9 погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей против 2,1 у леворульных машин. Среди проблем — несоответствующий стандартам свет фар, ограниченный диапазон регулировки зеркал и иные особенности конструкции. Однако, несмотря на обсуждения, речь о полном запрете не идёт.
Сегодня перед постановкой праворульного автомобиля на учёт требуется растаможка, получение СБКТС и установка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Большинство покупателей поручают эти задачи посредническим компаниям, которые берут на себя и доставку машины в регион.