В 1970-х годах в Великобритании знали не только Москвичи и Жигули, но и КрАЗы. Правда, под другим именем. Об этом пишет журнал “За Рулем”.
На фоне экономического подъема, начиная с конца 1960-х, в Британии активно строили дороги и автомагистрали, что резко увеличило потребность в тяжелых самосвалах. Несмотря на наличие собственных производителей, британские строители обратили внимание на импортные модели. Первые закупки пришлись на немецкие самосвалы Magirus-Deutz — те же, что использовались в СССР при строительстве БАМа.
Однако внимание британцев неожиданно привлекли и советские грузовики. Легковые модели из СССР к тому времени уже были известны в Великобритании: они не блистали роскошью, но отличались прочностью, выносливостью и доступной ценой.
В стране была создана компания UMO Plants с главным офисом в Летчворте, графство Северный Хартфордшир, и филиалом в Докастере, Саут-Йоркшир. Первые закупки пришлись на белорусские карьерные самосвалы БелАЗ-540. Журналист Construction News Байорос Уэн даже посетил завод в Жодино и написал о нем комплиментарную статью.
После БелАЗов британцы обратили внимание на самосвалы КрАЗ — более легкие и пригодные для дорог общего пользования. Первые КрАЗ-256 прибыли в Британию в 1970 году под своим именем, но вскоре на них стали наносить надпись BELAZ — уже известный бренд среди строительных компаний. Под маркой BELAZ продавались не только КрАЗы, но и другая строительная техника, включая УАЗ-452.
Экспортные КрАЗ-256 практически не отличались от советских стандартных моделей. Машины грузоподъемностью 12 тонн оснащались современным дизелем ЯМЗ-238 V8 объемом 14,86 л, мощностью 240 л.с. при 2100 об/мин, и пятиступенчатой коробкой с демультипликатором, дававшей десять передач. Несмотря на отсутствие полного привода, проходимость машин впечатлила британских строителей. Руль оставался слева, а основные различия касались строгой приемки и яркой рыжей окраски.
Цена КрАЗ-256 в Британии составляла 8250 фунтов — относительно недорого для мощного грузовика, особенно на фоне легковых моделей: ВАЗ-2101 стоил около 1000 фунтов, Volkswagen Beetle — чуть больше тысячи, а универсал Ford Cortina — около 1600 фунтов. Цены практически не менялись на протяжении всего десятилетия.
Советские грузовики не полностью соответствовали британским требованиям: фары стояли слишком высоко, ширина КрАЗа (2640 мм) превышала допустимую, одноконтурные тормоза и низкая скорость вызывали критику. Проблемы решали с помощью кузовов британского производства (ширина уменьшалась до 2500 мм, борта делали выше), улучшения трансмиссии (максимальная скорость выросла с 65 до 77 км/ч), установки импортной двухконтурной тормозной системы и подрессоренных сидений водителя.
С 1974 года КрАЗ-256БЭ2 и 256БМ (BELAZ 256BM) выпускались с усиленной трансмиссией, бездисковыми колесами и двухконтурной тормозной системой.
К середине 1970-х советские самосвалы занимали второе место по импорту в Британии после немецких Magirus. КрАЗы, или BELAZы, работали на строительстве автострад, в песчаных карьерах и даже участвовали в проекте тоннеля под Ла-Маншем, начатом в 1974 году. Поставки на Туманный Альбион прекратились в 1984 году из-за ужесточения экологических норм и устаревания техники.
Всего в Великобританию поставили 433 самосвала. Некоторые машины сохранились до наших дней, другие находятся почти в металлоломном состоянии, но встречаются и в хорошем виде на ретро-событиях, вызывая интерес у любителей старой техники.