Geely Monjaro может подорожать на сотни тысяч рублей, а BMW X5 — сразу на 3 млн. Autonews.ru выяснил, какие автомобили скоро станут менее доступными для россиян.
С 1 ноября 2025 года в России могут вступить новые правила расчёта утилизационного сбора. Минпромторг предложил проект постановления, согласно которому платеж будет рассчитываться не только по объёму двигателя, но и с учётом мощности автомобиля.
Autonews.ru обсудил изменения с экспертом по покупке и доставке авто из Германии и автором YouTube-канала AvtoRevizorro Кириллом Черновым. Он рассказал, сколько придётся доплачивать за популярные модели, есть ли способы сэкономить и как на нововведения реагируют зарубежные продавцы.
Чернов отметил, что пока речь идёт о планируемых надбавках к стоимости, а не о фактических изменениях цен. Например, для BMW X5 с трёхлитровыми версиями 30D и 40D прибавка составит от 3,1 до 3,3 млн руб. Сегодня такие машины стоят от 6 до 9 млн, поэтому дополнительная нагрузка будет ощутимой.
Рост заказов
Эксперт подчеркнул, что интерес к покупке автомобилей за границей действительно вырос, но доставить машину к 1 ноября практически невозможно. «Привезти авто из Китая, Кореи, Германии или США за два месяца невозможно», — объяснил он. Единственный шанс есть у тех, кто уже оплатил машину; остальные фактически опоздали.
Модели мощностью до 160 л. с.
В этом сегменте есть варианты вроде Volkswagen Polo, Opel Corsa или японских кей-каров. Но доставка дешёвых машин из-за границы обходится почти так же дорого, как и дорогих — например, Opel Corsa после всех расходов может стоить 2,5–3 млн руб.
При этом в категории до 150 л. с. есть интересные премиальные модели: BMW 518, X3, а также некоторые версии Audi A4, A5, Q5 и A6. Популярность может обрести Volkswagen Passat, ранее уступавший по цене BMW «трешке». Также Чернов выделил Mini (X1, X2, Countryman, Cabrio) и Volvo V60, V90, XC60 с двигателями около 150 л. с.
Импорт до 160 л. с.
Эксперт пояснил, что для дешёвых автомобилей утилизационный сбор и стоимость доставки могут превышать цену машины, тогда как для дорогих моделей расходы «растворяются» в цене. Поэтому чаще выбирают BMW X3, X5 и аналогичные машины, где затраты на логистику менее критичны.
Возможные уходы с рынка
Сильнее всего изменения ударят по сегменту мощных спорткаров. Утилизационный сбор на BMW M5 может достигать 6 млн руб., что делает покупку нерентабельной. Под вопросом и будущее BMW M3 с двигателями свыше 500 л. с.
Тем не менее, премиальные автомобили сохраняют популярность, но покупатели могут переориентироваться на модели вроде Porsche 911. «Люди не откажутся от идеи, просто выберут Porsche 911 — бюджет останется тем же, а выгода от доставки выше», — сказал Чернов.
Сейчас через Белоруссию автомобили облагаются коммерческим утилизационным сбором, а при прямом ввозе в Россию — 48% пошлины для новых машин без «утиля». Если новые правила вступят в силу, дорогие машины будут чаще завозить через Белоруссию, снижая таможенные расходы и компенсируя рост утилизационного сбора. Это может привести к увеличению числа автомобилей «в наличии» и стать плюсом для покупателей, но государственный бюджет при этом недополучит часть средств.