РГ: эксперт Демчиков объяснил, на какие авто чаще всего подделывают запчасти

mercedesc2 mercedesc2

За последние несколько лет российский рынок автозапчастей претерпел значительные изменения. Если раньше основной проблемой было наличие подделок, то сейчас отрасль столкнулась с более широким спектром проблем, требующих системных и инновационных решений. Об этом рассказал Иларион Демчиков, директор по маркетингу платформы Emex, в интервью “Российской газете”.

По словам эксперта, с 2022 по 2025 год рынок автозапчастей в России преобразился. Уход одних брендов и сокращение доли других создали возможности для укрепления позиций существующих и появления новых игроков. Производители пересматривают стратегии, стремясь снизить зависимость от одного региона и размещают производство ближе к потребителям, например, в Восточной Европе, Турции или Мексике.

Современный рынок характеризуется дефицитом определенных запчастей, особенно стекол, кузовных элементов и оптики. Критической остается ситуация с электронными компонентами, такими как ключи, блоки управления и системы безопасности. Сложности с поставками крупных кузовных деталей и агрегатов связаны с ограничениями со стороны ЕС, что требует перестройки логистики.

Прогнозируется рост цен на запчасти на 5-15% в 2025 году. Основными факторами являются логистические издержки и колебания курса рубля. Волатильность курса особенно влияет на импортные компоненты, составляющие значительную часть рынка. Санкции и необходимость изменения логистических маршрутов также оказывают давление на цены.

Проблема контрафакта остается актуальной. По оценкам, доля подделок достигает 50% в некоторых категориях, особенно среди расходников популярных марок, таких как BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, Ford, Hyundai и Kia. Подделывают чаще всего тормозные колодки, фильтры, свечи, масла, ремни ГРМ и приводные ремни. Производители и дистрибьюторы внедряют более строгие системы маркировки и защиты, включая QR-коды, NFC-метки и онлайн-проверку происхождения.

Активно развивается онлайн-торговля с использованием цифровых каталогов и искусственного интеллекта. Появились нейросетевые решения для подбора запчастей по VIN-коду, чат-боты, имитирующие работу специалистов, и ИИ-решения для обработки запросов в мессенджерах. Мобильные приложения позволяют получать информацию о деталях, их наличии и ценах по идентификатору автомобиля.

В связи с ростом цен растет интерес к контрактным и восстановленным деталям. Этот рынок активно развивается с 2022 года, когда дефицит оригинальных запчастей стимулировал спрос на альтернативные решения. Власти поддерживают создание индустрии восстановления для снижения дефицита и стабилизации цен. Массовые компоненты дешевеют благодаря восстановлению, появляются сертифицированные площадки с гарантией на восстановленные турбины, коробки передач и блоки управления.

В заключение, российский рынок автозапчастей переходит от борьбы с контрафактом к комплексному развитию через цифровизацию, диверсификацию поставок и развитие альтернативных сегментов, подчеркнул специалист.