За последние несколько лет российский рынок автозапчастей претерпел значительные изменения. Если раньше основной проблемой было наличие подделок, то сейчас отрасль столкнулась с более широким спектром проблем, требующих системных и инновационных решений. Об этом рассказал Иларион Демчиков, директор по маркетингу платформы Emex, в интервью “Российской газете”.
По словам эксперта, с 2022 по 2025 год рынок автозапчастей в России преобразился. Уход одних брендов и сокращение доли других создали возможности для укрепления позиций существующих и появления новых игроков. Производители пересматривают стратегии, стремясь снизить зависимость от одного региона и размещают производство ближе к потребителям, например, в Восточной Европе, Турции или Мексике.
Современный рынок характеризуется дефицитом определенных запчастей, особенно стекол, кузовных элементов и оптики. Критической остается ситуация с электронными компонентами, такими как ключи, блоки управления и системы безопасности. Сложности с поставками крупных кузовных деталей и агрегатов связаны с ограничениями со стороны ЕС, что требует перестройки логистики.
Прогнозируется рост цен на запчасти на 5-15% в 2025 году. Основными факторами являются логистические издержки и колебания курса рубля. Волатильность курса особенно влияет на импортные компоненты, составляющие значительную часть рынка. Санкции и необходимость изменения логистических маршрутов также оказывают давление на цены.
Проблема контрафакта остается актуальной. По оценкам, доля подделок достигает 50% в некоторых категориях, особенно среди расходников популярных марок, таких как BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, Ford, Hyundai и Kia. Подделывают чаще всего тормозные колодки, фильтры, свечи, масла, ремни ГРМ и приводные ремни. Производители и дистрибьюторы внедряют более строгие системы маркировки и защиты, включая QR-коды, NFC-метки и онлайн-проверку происхождения.
Активно развивается онлайн-торговля с использованием цифровых каталогов и искусственного интеллекта. Появились нейросетевые решения для подбора запчастей по VIN-коду, чат-боты, имитирующие работу специалистов, и ИИ-решения для обработки запросов в мессенджерах. Мобильные приложения позволяют получать информацию о деталях, их наличии и ценах по идентификатору автомобиля.
В связи с ростом цен растет интерес к контрактным и восстановленным деталям. Этот рынок активно развивается с 2022 года, когда дефицит оригинальных запчастей стимулировал спрос на альтернативные решения. Власти поддерживают создание индустрии восстановления для снижения дефицита и стабилизации цен. Массовые компоненты дешевеют благодаря восстановлению, появляются сертифицированные площадки с гарантией на восстановленные турбины, коробки передач и блоки управления.
В заключение, российский рынок автозапчастей переходит от борьбы с контрафактом к комплексному развитию через цифровизацию, диверсификацию поставок и развитие альтернативных сегментов, подчеркнул специалист.