Каким был первый полноприводный «Москвич»: рассказал эксперт Канунников

Mosk410 Mosk410

На одном из совещаний Никита Хрущёв бросил призыв: «Сделайте автомобиль для колхозника!» — и к разработке откликнулись сразу два автозавода: ГАЗ и МЗМА. До середины 1950-х единственным полноприводным легковым автомобилем в СССР оставался ГАЗ-69, прозванный «козлом», но он не поступал в свободную продажу. А ведь большая часть страны — это просёлки и бездорожье.

В 1955 году ГАЗ начал выпуск ГАЗ-М72 — внедорожника, который сочетал агрегаты от ГАЗ-69 и кузов «Победы» ГАЗ-М20. Параллельно появился и ГАЗ-М73 — более компактный и экономичный вариант.

Хотя официально М73 создавался для «ответственных работников советского села», его разработчики, без сомнений, надеялись и на массовую продажу. Машина имела базу 2000 мм, колею 1330 мм, весила 950 кг и обладала внушительным дорожным просветом — 215 мм.

Были собраны два прототипа: двухместное купе с багажником и пикап. Первый предназначался, условно, для председателя колхоза, второй — для механика, выезжающего на срочный ремонт техники в поле.

Говорили, что идею одобрил сам Хрущёв, но финансовой поддержки на запуск серийного производства не последовало. В ГАЗе понимали: новую модель, слабо унифицированную с текущими машинами, завод не потянет. Поэтому проект передали в МЗМА, где также интересовались полноприводной темой.

ГАЗ-М73 получил двигатель объёмом 1,2 литра и мощностью 35 л.с. от только что запускавшегося в серию Москвича-402, а также его трёхступенчатую коробку передач. Горьковские инженеры были хорошо знакомы с этим автомобилем, ведь участвовали в создании его кузова.

Раздатку и мосты для компактного внедорожника разработали на основе узлов ГАЗ-69. На первый взгляд, превратить Москвич-402 в полноприводный автомобиль было просто. Однако на деле проект потребовал серьёзной переработки конструкции.

Москвич-410 получил не только передний привод, но и иной задний мост. Двигатель пришлось приподнять над ведущим мостом, а кузов — усилить. Вместо телескопических амортизаторов, впервые использованных в 402-й модели, вернулись к рычажным — уступающим по характеристикам, но более надёжным в условиях бездорожья.

Чтобы справляться с повышенными нагрузками, на 410-й установили усовершенствованную систему охлаждения с оригинальным радиатором и масляным охладителем. Потребовалась даже новая компоновка рулевой колонки, и в итоге рулевое колесо взяли от более старой модели — Москвича-401.

По сравнению с 402-м, новый внедорожник стал тяжелее на 200 кг: снаряжённая масса составляла 1180 кг. Колёсная база увеличилась до 2377 мм, но колея была уменьшена до 1220 мм. Максимальная скорость составляла всего 85 км/ч — немного, но вполне приемлемо для того времени, особенно для полноприводной машины. Главное — надёжность и проходимость, как отмечалось в инструкции 1958 года: «Автомобиль будет обслуживать директоров МТС, бригадиров и механиков, работников почты — при любых полевых работах».

Назвать Москвич-410 кроссовером можно с натяжкой — машина имела жёсткие мосты, механически подключаемый полный привод и понижающую передачу (2,68). Это был полноценный внедорожник. Но благодаря комфортабельному кузову, как у легкового автомобиля, он выделялся среди утилитарных внедорожников того времени, как и ГАЗ-М72.

Советские граждане не рассуждали в терминах «кроссовер» или «SUV» — им было важно, что появилась нужная, практичная машина. Производство Москвича-410 началось в 1957 году. Уже в 1958-м стартовала сборка модернизированной версии 410Н, с новым верхнеклапанным двигателем от Москвича-407 (1,4 л, 45 л.с.). Он обеспечивал лучшую тягу и чуть большую максимальную скорость — 90 км/ч.

Параллельно был создан универсал Москвич-411, построенный на базе заднеприводной модели 423. Именно он стал прямым предшественником современных кроссоверов — универсальный, полноприводный и по-настоящему желанный для советских водителей. Также был разработан и фургон, но до серии он не дошёл. Седаны и универсалы выпускались, но в небольших количествах и недолго.

Вскоре производство свернули, чтобы высвободить мощности под выпуск массовых моделей Москвича.

Следующим шагом в истории советских внедорожников стала ВАЗ-2121 «Нива», дебютировавшая лишь в 1977 году — спустя полтора десятилетия.

Полноприводные Москвичи 1950-х годов надолго остались на периферии, где верой и правдой служили своим аккуратным и трудолюбивым владельцам. Сегодня это настоящие раритеты и ценные экземпляры для любителей советской автомобильной истории.