«РГ»: почему короткие поездки «убивают» масло быстрее долгих

maslo maslo

Несмотря на кажущуюся безобидность небольших поездок до работы или магазина, особенно в холодное время года, именно такие короткие маршруты, протяженностью до 15 километров, оказывают более негативное воздействие на двигатель автомобиля, чем длительные поездки за город.

Основная причина кроется в том, что износ двигателя определяется не пройденным расстоянием, а временем его работы. В городских условиях 100 километров пробега могут соответствовать примерно пяти часам работы мотора, в то время как на трассе это займет около часа. Такая разница во времени приводит к более быстрому старению масла, как отмечает в беседе с “Российской газетой” эксперт Константин Ожогин из компании Tamashi.

Проблемы с маслом при частых холодных пусках связаны с тем, что оно не успевает достичь оптимальной рабочей температуры, которая составляет 90–110 °C. В городских условиях двигатель часто не прогревается даже до 70 °C, особенно зимой. Это приводит к накоплению влаги в картере, образованию эмульсии и разжижению масла несгоревшим топливом, что ухудшает его смазывающие свойства.

Основной износ деталей, до 75%, происходит в первые полминуты после запуска, когда холодное и густое масло только начинает циркулировать. Если двигатель не прогревается достаточно, масло не успевает удалять сажу и продукты износа, что приводит к ускоренному накоплению нагара.

Заводские регламенты обслуживания, основанные на усредненных условиях эксплуатации, часто не учитывают реалии эксплуатации автомобилей в России с ее пробками, короткими поездками, автозапуском и суровым климатом. В связи с этим, рекомендуется сокращать межсервисный интервал вдвое.

Признаки, указывающие на необходимость срочной замены масла, включают запах бензина на щупе, мигание лампы давления масла на холостом ходу, чрезмерное потемнение или осветление масла, а также наличие белой эмульсии на крышке.

Для уменьшения вреда от коротких поездок рекомендуется сократить интервал замены масла до 7-10 тысяч километров или ориентироваться на моточасы, выбирать масло правильной вязкости, прогревать двигатель зимой перед поездкой, периодически совершать длительные поездки для полного прогрева двигателя и следить за состоянием масла.

Короткие поездки являются одним из главных факторов преждевременного старения масла. Своевременная замена масла, подбор подходящей вязкости и профилактические меры помогут продлить срок службы двигателя, а замена расходников всегда дешевле капитального ремонта.