Как автопром СССР прошел через обман Британии: рассказал эксперт Канунников

2101zavod6 2101zavod6

Специалист издания «За рулем» Сергей Канунников рассказал о том, как советский автопром стал жертвой обмана со стороны британской компании.

В годы перестройки, когда в России только начинал формироваться авторынок, выбор отечественных автомобилей был крайне ограничен, а иномарки оставались роскошью для большинства. В этот период появилось множество амбициозных инициатив. Одной из них стала «Ассоциация Автокам», созданная 27 июня 1990 года. В состав объединения вошли заводы из различных регионов страны, при этом единственным реальным автопроизводителем среди них был КАМАЗ.


Для разработки новой модели партнером выбрали британскую компанию FSV International, имевшую права на выпуск автомобилей Rickman Ranger — простых внедорожников со стеклопластиковым кузовом на металлическом каркасе и агрегатами от Ford Escort Mk2 с моторами объемом от 1,3 до 2 литров. Модель имела задний привод и выпускалась в нескольких вариантах: с откидным тентом (Convertible) и грузопассажирской конфигурацией (Space Ranger).

«Автокам» планировал наладить производство этих автомобилей с моторами Ford объемом 1,8 и 2 литра на площадках в Менделеевске и Шуе. К 1993 году предполагалось достичь объема производства до 20 тысяч автомобилей в год, основную часть которых планировалось экспортировать. Однако проект быстро столкнулся с серьезными проблемами — британская сторона прекратила поставки комплектующих, оставив российских партнеров ни с чем: без деталей и без денег.

Позже в Великобритании состоялся судебный процесс, по итогам которого некоторые руководители FSV International были приговорены к тюремному заключению. Но российская сторона так и не смогла вернуть ни оплаченные комплектующие, ни вложенные средства.

После неудачи с британскими партнерами компания «Теза» попыталась реализовать идею самостоятельно — на базе агрегатов от ВАЗ-21213 планировалось создать собственную внедорожную модификацию. Однако этот проект тоже не увенчался успехом.