Российский авторынок в январе–мае 2025 года: спад на фоне доминирования китайских брендов и АВТОВАЗа
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в период с января по май 2025 года в России было продано 440,3 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 26% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, когда рынок демонстрировал признаки восстановления после санкционного давления и структурных изменений в отрасли.
Эти данные были озвучены директором агентства Сергеем Целиковым на конференции «MarketAuto – 2025», ключевом мероприятии, посвященном маркетинговым стратегиям в сфере автобизнеса.
Снижение объемов продаж, по мнению экспертов, обусловлено рядом факторов: от продолжающегося роста цен на автомобили до ограниченной доступности автокредитов и логистических проблем, вызванных внешнеэкономическими условиями.
В структуре рынка наибольшую долю занимают пять крупных автопроизводственных групп, на которые приходится 81,4% от всех продаж. Лидирующую позицию сохраняет АВТОВАЗ с долей 30,3% – производитель успешно адаптировался к новым реалиям, сделав ставку на локализацию производства и доступные модели, такие как LADA Granta и Vesta.
Следом идут китайские автоконцерны, активно наращивающие присутствие на российском рынке:
- Chery Automobile (включая бренды Chery, Exeed и Omoda) – 20,3% рынка;
- GWM Company (бренды Haval, Tank, Poer) – 14,6%;
- Geely Holding – 10,8%;
- Changan Automobile – 5,4%.
Таким образом, китайские бренды суммарно занимают около 51% рынка, что говорит о смене структуры предложения на российском авторынке и резком падении доли традиционных европейских, японских и корейских марок, многие из которых прекратили официальные поставки в Россию.
Оставшиеся 18,6% продаж приходятся на другие марки, включая корейские Kia и Hyundai (через параллельный импорт), а также новые бренды, только выходящие на рынок.
По мнению аналитиков, если текущие тренды сохранятся, уже к концу 2025 года китайские автопроизводители могут окончательно закрепиться в роли доминирующих игроков на российском рынке, а структура продаж окончательно сменит вектор в пользу азиатских компаний.