Эксперт Ревин: колеса автомобиля можно облегчить для экономии топлива

shinykord4 shinykord4

Многие водители считают, что легкосплавные диски всегда легче стальных, но на самом деле это не всегда так. Эксперт журнала «За рулём» Сергей Ревин развеял распространённые мифы и объяснил, как действительно можно облегчить колёса, что приведёт к снижению расхода топлива и улучшению управляемости автомобиля.

Сначала в истории появились деревянные колёса — на каретах и первых автомобилях. Потом стали использовать стальные колёса: сначала со спицами, а затем штампованные, которые стали стандартом. Позже из авиации и автоспорта в массовое производство пришли легкосплавные диски.

Сегодня на рынке можно встретить такие типы дисков:

  • штампованные стальные;
  • литые алюминиевые;
  • кованые алюминиевые;
  • редкие и дорогие магниевые.

Стальные диски делают из штампованной стали с плотностью около 7,8 кг/дм³. Их преимущество — высокая прочность и возможность ремонта (рихтовки). Однако они хуже отводят тепло от тормозной системы и зачастую тяжелее из-за установки колпаков. Например, стандартный 15-дюймовый диск для Lada Largus весит примерно 7,6–7,8 кг, что вполне достаточно для повседневной эксплуатации.

Литые диски из алюминиевого сплава (плотность около 2,7 кг/дм³) требуют большей толщины для обеспечения прочности, поэтому их вес зачастую сопоставим со стальными. Литые 15-дюймовые диски на тот же Largus весят примерно 7,6–7,9 кг — разница с «штамповками» минимальна и легко компенсируется балансировочными грузиками.

Кованые диски изготавливаются иначе: заготовки нагревают и формуют с высокой точностью, что делает их легче и прочнее, но и дороже в производстве — при обработке алюминия теряется до 50% материала. Для массовых моделей кованые диски встречаются редко, однако в большем диаметре (например, 18 дюймов) разница в весе с литым аналогом может достигать 1 кг на колесо, что уже заметно влияет на характеристики.

Одним из эффективных способов снизить вес колёс является уменьшение диаметра дисков — если это допускает конструкция автомобиля. Например, можно перейти с 15 до 14 дюймов и при этом увеличить профиль шины, чтобы сохранить общий диаметр колеса.

Такой подход принесёт сразу несколько преимуществ:

  • улучшение плавности хода;
  • снижение расхода топлива;
  • повышение комфорта;
  • снижение риска повреждения дисков и шин.