Многие водители считают, что легкосплавные диски всегда легче стальных, но на самом деле это не всегда так. Эксперт журнала «За рулём» Сергей Ревин развеял распространённые мифы и объяснил, как действительно можно облегчить колёса, что приведёт к снижению расхода топлива и улучшению управляемости автомобиля.
Сначала в истории появились деревянные колёса — на каретах и первых автомобилях. Потом стали использовать стальные колёса: сначала со спицами, а затем штампованные, которые стали стандартом. Позже из авиации и автоспорта в массовое производство пришли легкосплавные диски.
Сегодня на рынке можно встретить такие типы дисков:
- штампованные стальные;
- литые алюминиевые;
- кованые алюминиевые;
- редкие и дорогие магниевые.
Стальные диски делают из штампованной стали с плотностью около 7,8 кг/дм³. Их преимущество — высокая прочность и возможность ремонта (рихтовки). Однако они хуже отводят тепло от тормозной системы и зачастую тяжелее из-за установки колпаков. Например, стандартный 15-дюймовый диск для Lada Largus весит примерно 7,6–7,8 кг, что вполне достаточно для повседневной эксплуатации.
Литые диски из алюминиевого сплава (плотность около 2,7 кг/дм³) требуют большей толщины для обеспечения прочности, поэтому их вес зачастую сопоставим со стальными. Литые 15-дюймовые диски на тот же Largus весят примерно 7,6–7,9 кг — разница с «штамповками» минимальна и легко компенсируется балансировочными грузиками.
Кованые диски изготавливаются иначе: заготовки нагревают и формуют с высокой точностью, что делает их легче и прочнее, но и дороже в производстве — при обработке алюминия теряется до 50% материала. Для массовых моделей кованые диски встречаются редко, однако в большем диаметре (например, 18 дюймов) разница в весе с литым аналогом может достигать 1 кг на колесо, что уже заметно влияет на характеристики.
Одним из эффективных способов снизить вес колёс является уменьшение диаметра дисков — если это допускает конструкция автомобиля. Например, можно перейти с 15 до 14 дюймов и при этом увеличить профиль шины, чтобы сохранить общий диаметр колеса.
Такой подход принесёт сразу несколько преимуществ:
- улучшение плавности хода;
- снижение расхода топлива;
- повышение комфорта;
- снижение риска повреждения дисков и шин.