В период с января по апрель 2025 года российский рынок новых автомобилей продемонстрировал падение продаж почти на треть по сравнению с аналогичным отрезком предыдущего года. Алексей Подщеколдин, возглавляющий ассоциацию «Российские автомобильные дилеры», связывает это ухудшение ситуации с трудностями в получении доступных кредитов.
Снижение спроса на автомобили началось еще в конце 2024 года. Подщеколдин подчеркнул, что за последнее десятилетие стоимость автомобилей увеличилась вдвое из-за высокой ключевой ставки. Дополнительным фактором, негативно влияющим на продажи, стал утилизационный сбор. Учитывая, что около 60% автомобилей обычно приобретаются в кредит, существующие процентные ставки, достигающие 30% годовых, делают такие покупки невыгодными для большинства потенциальных покупателей. В результате сложившейся ситуации российские автодилеры активно проводят распродажи.
Сейчас скидки на новые автомобили китайского производства могут достигать 1 миллиона рублей, а в среднем составляют от 150 до 300 тысяч рублей. Подщеколдин объясняет такие меры «абсолютной безвыходностью», так как содержание переполненных складов при высоких процентных ставках Центрального банка становится экономически нецелесообразным.
Эксперт полагает, что без изменений ключевых факторов, таких как стоимость кредитов и утилизационный сбор, в ближайшем будущем не стоит ожидать восстановления рынка. Скорее всего, текущие объемы продаж останутся значительно ниже показателей предыдущего года.