Проблемные автомобили: почему россияне не могут поставить машину на учет
Даже крупные дилеры продают «серые» авто, а вернуть их почти невозможно без суда.
Проблема с автомобилями, ввезенными в Россию обходными путями, существует давно, но покупатели до сих пор сталкиваются с отказами в регистрации, теряя время и деньги. Один из таких случаев описал автоюрист Андрей Подшивалов, автор YouTube-канала «Ярдрей».
Клиент «Ауди Центра» остался с «мертвым» ПТС
В сентябре 2023 года покупатель заказал в краснодарском «Ауди Центре» электрокар HiPhi Z. Машина прибыла в марте 2024-го, но поставить ее на учет не удалось — ПТС оказался недействующим.
Дилер уверял, что проблема в утилизационном сборе, который «спишут через 3–4 дня». Но прошли месяцы — ничего не изменилось. Когда покупатель попытался вернуть авто через юристов, салон ответил: «Мы лишь поставили машину, а регистрация — не наша забота».
Это не единичный случай. Многие сталкиваются с тем, что вернуть «проблемную» машину дилеру почти невозможно — процесс затягивается на годы. Некоторые предпочитают доплатить сотни тысяч рублей за утильсбор, лишь бы поставить авто на учет.
Почему дилеры продают «рискованные» машины?
Эксперты объясняют: салоны минимизируют риски, работая через посредников-частников.
- Дилер не владеет авто, а лишь выступает агентом.
- Ответственность перекладывается на частного импортера.
- Никто не гарантирует чистоту документов — в продажу попадают битые машины, «конструкторы» и авто с юридическими проблемами.
«Салону все равно, что продавать. Главное — заработать», — отмечает президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
При чем тут утильсбор?
До 1 апреля 2024 года многие ввозили машины с заниженным утильсбором через схемы с физлицами. Теперь таким авто грозит доплата.
- Если ЭПТС не завершен, владельцу придется доплачивать полную сумму сбора.
- Машины, заказанные в феврале-марте 2024 года, могли не успеть пройти таможню до ужесточения правил.
С мая 2025 года большинство «серых» схем закроют:
- Утильсбор будут считать от реальной стоимости авто.
- При отсутствии документов — максимальная ставка (до 60% от цены машины).
Но есть лазейка: физлица по-прежнему могут ввозить авто с двигателем до 3 л, платя льготный сбор (3 400–5 200 руб.). Однако при продаже в течение года придется доплачивать коммерческий утильсбор — сотни тысяч рублей.
Как проверить авто перед покупкой?
- Проверьте ПТС на сайте ГИБДД — если его нет в базе, регистрация будет невозможна.
- Убедитесь, что ЭПТС в статусе «завершен».
- Запросите таможенную декларацию — если стоимость авто подозрительно низкая (например, «Майбах» за €25 тыс.), это явный признак «серой» схемы.
«Если не проверить документы — можно купить проблему на колесах», — предупреждает эксперт Елена Лисовская.
Вывод
Пока «серые» схемы полностью не искоренены, риск нарваться на проблемный авто остается высоким. Лучшая защита — тщательная проверка документов перед покупкой.