Эксперт Хайцеэр: новые автомобили в России перестали ставить на учет


Проблемные автомобили: почему россияне не могут поставить машину на учет

Даже крупные дилеры продают «серые» авто, а вернуть их почти невозможно без суда.

Проблема с автомобилями, ввезенными в Россию обходными путями, существует давно, но покупатели до сих пор сталкиваются с отказами в регистрации, теряя время и деньги. Один из таких случаев описал автоюрист Андрей Подшивалов, автор YouTube-канала «Ярдрей».

Клиент «Ауди Центра» остался с «мертвым» ПТС

В сентябре 2023 года покупатель заказал в краснодарском «Ауди Центре» электрокар HiPhi Z. Машина прибыла в марте 2024-го, но поставить ее на учет не удалось — ПТС оказался недействующим.

Дилер уверял, что проблема в утилизационном сборе, который «спишут через 3–4 дня». Но прошли месяцы — ничего не изменилось. Когда покупатель попытался вернуть авто через юристов, салон ответил: «Мы лишь поставили машину, а регистрация — не наша забота».

Это не единичный случай. Многие сталкиваются с тем, что вернуть «проблемную» машину дилеру почти невозможно — процесс затягивается на годы. Некоторые предпочитают доплатить сотни тысяч рублей за утильсбор, лишь бы поставить авто на учет.

Почему дилеры продают «рискованные» машины?

Эксперты объясняют: салоны минимизируют риски, работая через посредников-частников.

  • Дилер не владеет авто, а лишь выступает агентом.
  • Ответственность перекладывается на частного импортера.
  • Никто не гарантирует чистоту документов — в продажу попадают битые машины, «конструкторы» и авто с юридическими проблемами.

«Салону все равно, что продавать. Главное — заработать», — отмечает президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

При чем тут утильсбор?

До 1 апреля 2024 года многие ввозили машины с заниженным утильсбором через схемы с физлицами. Теперь таким авто грозит доплата.

  • Если ЭПТС не завершен, владельцу придется доплачивать полную сумму сбора.
  • Машины, заказанные в феврале-марте 2024 года, могли не успеть пройти таможню до ужесточения правил.

С мая 2025 года большинство «серых» схем закроют:

  • Утильсбор будут считать от реальной стоимости авто.
  • При отсутствии документов — максимальная ставка (до 60% от цены машины).

Но есть лазейка: физлица по-прежнему могут ввозить авто с двигателем до 3 л, платя льготный сбор (3 400–5 200 руб.). Однако при продаже в течение года придется доплачивать коммерческий утильсбор — сотни тысяч рублей.

Как проверить авто перед покупкой?

  1. Проверьте ПТС на сайте ГИБДД — если его нет в базе, регистрация будет невозможна.
  2. Убедитесь, что ЭПТС в статусе «завершен».
  3. Запросите таможенную декларацию — если стоимость авто подозрительно низкая (например, «Майбах» за €25 тыс.), это явный признак «серой» схемы.

«Если не проверить документы — можно купить проблему на колесах», — предупреждает эксперт Елена Лисовская.

Вывод

Пока «серые» схемы полностью не искоренены, риск нарваться на проблемный авто остается высоким. Лучшая защита — тщательная проверка документов перед покупкой.