Первыми на российский авторынок могут официально вернуться модели Hyundai, Kia и Toyota. Эти бренды продолжают пользоваться спросом среди россиян, что подтверждается активными продажами на вторичном рынке. Такое мнение в беседе с агентством «Автостат» высказал коммерческий директор автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин.
Он отметил, что наибольшие шансы на возвращение имеют те производители, которые сохранили возможность возобновить поставки или производство в России, а также выкупить свои прежние активы. Среди них — Hyundai, Kia, Renault и Nissan. Также не исключено возвращение Toyota, которая, несмотря на приостановку деятельности в России, продолжала поддерживать своих клиентов и дилеров. В то же время Mercedes-Benz, хотя и оставил за собой право выкупа своих заводов, вызвал недовольство среди российских автовладельцев, ограничив возможности диагностики и обслуживания своих автомобилей.
Генеральный директор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий добавляет, что вопрос о возвращении некоторых брендов может стать актуальным в обозримой перспективе. Однако, по его мнению, в условиях активного присутствия китайских производителей на российском рынке лишь немногие бренды имеют реальные шансы на возвращение. Среди них — Toyota и BMW, которые сохраняют стабильный спрос в премиальном сегменте (автомобили стоимостью от 10 млн рублей). В массовом сегменте (3–6 млн рублей) шансы есть только у тех брендов, которые смогут организовать локальное производство. Наиболее вероятными кандидатами здесь являются Kia и Hyundai, у которых сохранились юридические основания для возвращения на свои заводы.
Руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что вопрос о возвращении ушедших брендов пока остается гипотетическим и во многом зависит от политической конъюнктуры. Он не исключает, что первыми могут вернуться американские компании, которые были среди первых, покинувших российский рынок. Однако, по его мнению, они вряд ли станут налаживать производство в России, ограничившись поставками премиальных моделей в небольших объемах. Среди европейских брендов, по словам Тимерханова, первыми могут вернуться французские производители, такие как Renault, у которой сохранился опцион на выкуп доли в АВТОВАЗе, а также Citroën, который продолжает собирать автомобили на калужском заводе. Немецкие бренды, напротив, вернутся не скоро, так как они склонны строго следовать указаниям, даже если это невыгодно с экономической точки зрения.
Заместитель директора департамента продаж «Мэйджор» Александр Николаев согласен, что возвращение автопроизводителей в Россию будет зависеть исключительно от политических факторов. Наиболее вероятными кандидатами он называет американские, японские и корейские бренды. При этом он выражает надежду на возвращение таких марок, как Audi, BMW, Mercedes-Benz, Land Rover, Toyota, Lexus, Kia, Hyundai, Skoda и Mazda. По его мнению, при отмене санкций производители будут ориентироваться в первую очередь на предпочтения российских потребителей и новые рыночные условия.